Jump to content
Откровения. Форум "Моей Семьи"
Sign in to follow this  
Кофейная гуща

Айзек Азимов "Профессия"

Recommended Posts

Извиняюсь, что так поздно, перепутала даты. Итак начнем. Рассказ, с одного из которых началась моя любовь к жанру фантастики. 

 

 

На Земле, по прошествии 4-5 тысяч лет система образования, естественно, претерпела массу изменений и нововедений. В восемь лет все дети должны были пройти День Чтения, когда соответствующая программа с ленты, обучающей чтению, за 15 минут переписывалась в мозг ребенка. В 18 лет на Дне Знаний компьютер выбирал для человека его оптимальную профессию и закладывал в его мозг соответствующую программу. Затем каждый год проводились Олимпиады, где планеты, требующие специалистов, отбирали себе лучших.

Джордж Пленетей страстно хотел стать программистом и тайком от всех изучал книги по програмированию. Но в 18 лет в День знаний компьютер выбрал ему совсем другую специальность.

 

Рассказ короткий, обсуждать начнем 11 февраля. За ссылкой на рассказ- обращайтесь в личку. 
 

  • Like 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну что, начнем пожалуй.

Понятно, что людей которые действительно двигают прогресс единицы.

А начну я немного с другого. Я начала учиться в 17 лет в колледже, нас учили по старому плану счетов, после окончания, в течении 2-х лет (если я не ошибаюсь) поменялся план счетов, потом ввели новые сборы и отчисления по зарплате, потом ввели новый вариант налогообложения для самозанятых, потом обновили 1С-7, потом ее заменили на совершено не похожую 1С-8 и т.д. и т.п. Сейчас мне 36. Если бы я постоянно не переучивалась, я оказалась бы "за бортом" профессии. В туризме - так же. 

И читая рассказ мне было жалко тех "обычных" людей которых лишили возможности учиться, меняться, бросать все и уезжать на острова занимаясь фрилансом. При этом не гарантируя даже стабильность, потому как судя по моему постоянному обучению в 25 лет я бы оказалась человеком с уже никому не нужными знаниями.

 

  • Like 2
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне вот что непонятно. В восемь лет детей научили читать. В восемнадцать так же одномоментно вложили им в голову с помощью ленты знания по профессии. Чем дети занимаются десять лет в промежутке? Если признание героя, что он читал книги по профессии, которую считает подходящей для себя, вызывает шок у кураторов. Как читал? И ты что-нибудь понял?! Про художественную литературу и слова нет, оно и понятно, это творчество, а наиредчайшие творцы в этом обществе в закрытых заповедниках содержатся. Так чем занимаются дети десять лет? И зачем учить их читать в восемь лет, если данное умение им еще десять лет без надобности?

  • Like 3
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, bibi сказал:

Мне вот что непонятно. В восемь лет детей научили читать. В восемнадцать так же одномоментно вложили им в голову с помощью ленты знания по профессии. Чем дети занимаются десять лет в промежутке? Если признание героя, что он читал книги по профессии, которую считает подходящей для себя, вызывает шок у кураторов. Как читал? И ты что-нибудь понял?! Про художественную литературу и слова нет, оно и понятно, это творчество, а наиредчайшие творцы в этом обществе в закрытых заповедниках содержатся. Так чем занимаются дети десять лет? И зачем учить их читать в восемь лет, если данное умение им еще десять лет без надобности?

СМС-ки друг другу. Мессенджеры, письма, форумы, общение. Вот моя дочь, вроде с 4-х лет читать умеет, а за последние 2-3 года ни одной книги, - переписки сплошные, общение в ватсапах и т.д.

Современные дети умеют читать с 7-ми лет. Много ли они читают помимо школы?

Edited by Кофейная гуща
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я у Айзека Азимова прочла много произведений, но «Профессия» в те годы почему-то прошла мимо.

С одной стороны  - просто замечательно, что каждому человеку указывают на его предназначение (всяк сверчок знай свой шесток! - грубо, но верно), значит, ни в одной профессии нет случайных людей, ни братьёв-кумовьев, ни "своих"-блатных. Каждый на своем месте, каждому воздается по заслугам. И, надо полагать, нет несчастных, чью будущность определили родители вопреки желанию сына/дочки.

С другой же... В этом мире уже не роботов стремятся подтянуть до человеческого уровня, а людей низводят до уровня механизма:

"...нам приходится прилетать сюда за отдельными специалистами..." - "...только за новыми моделями..."

"...у нас найдется дело для всех последних моделей специалистов, которые нам удастся достать..."

"...Наверное, в будущем году все равно появится новая модель металлурга, чтобы нам было за что платить. И она будет отличаться от нынешней только умением обращаться с каким-нибудь новым приспособлением... а еще через год..."

Печально! Хотя мысль о винтиках механизма была озвучена еще до написания этого рассказа совсем в другой стране.

Понимаю, что Азимов не ставил цели воссоздать обширную картину возможного будущего, он описал лишь конкретную ситуацию с конкретным Джорджем Плейтеном. И вот из-за этой схематичности у меня возникли вопросы, на которые нет и не будет ответа:

1. Описанный отбор годится для тех профессий, результаты которой можно выразить в цифрах, процентах, диаграммах и графиках, но как проводится отбор для творческих профессий? Знания вложить можно, а как быть со спортсменами, танцорами, музыкантами? Эти таланты и способности надо развивать с детства.

2. Чем занимаются детки 10 лет до того, как им вложат необходимые знания? Если они не ходят в школу в привычном нам смысле, и в анабиоз, надеюсь, не впадают, то чем заполнены их дни?

Если дети уже умеют читать, то наверняка проводят дни с какими-нибудь средствами развлечения и коммуникации. Одно из таких средств – книга. Не думаю, что в книги заглядывает лишь один из десяти тысяч, наверняка  побольше. И заглянувший, даже не  имея особых способностей, набирает какие-то знания, пусть даже самые-самые крохи, а самое главное - понимание, что если что не знаешь - ищи ответ в книгах.

 

Какую мысль хотел донести до современников Айзек Азимов? Мне кажется, он призывал к тому, что таланты надо отыскивать и беречь. Среди самородков лишь единицы оказываются бульдозерами, сметающими все преграды, большинство же без поддержки так и не могут до конца раскрыться и развить свой потенциал.

 

P.S. Когда читала объяснение Трева почему он потерпел поражение, грустно улыбнулась. Азимов перенес действие в 6тысяч какой-то год, поскольку при всём богатстве фантазии ему в голову не могло прийти, что отдельные ростки описанного им мира проклюнутся уже в XXI веке. Это я к тому, что от одного учителя слышала, как ребенок полчаса искал исправный ксерокс чтобы снять копию 4-х строк стихотворения. Переписать от руки не догадался.

P.P.S. Прочитала у Кофейная гуща чем могут заняться грамотные дети, не берущие в руки книгу. Согласна, но не полностью. У детей 7-ого тысячелетия свободного времени на 8-10 часов больше, чем у нынешних. Не осторчетеют ли друг другу при таком ежедневном длительном общении?

 

Edited by Ладимира
  • Like 5

Share this post


Link to post
Share on other sites

 Рассказ мне очень понравился! Но я сразу подумала: чего тут обсуждать? Но благодаря внимательным форумчанкам поняла, что есть чего, однако.

  • Like 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 минуту назад, Ладимира сказал:

У детей 7-ого тысячелетия свободного времени на 8-10 часов больше, чем у нынешних. Не осторчетеют ли друг другу при таком ежедневном длительном общении?

Я думаю парки-прогулки-активные игры будут являться обязательными "предметами". Что-то типа "летнего лагеря" круглый год. Кино, музыка и т.д. и т.п. Плюс творчество лепка-вышивание-рисование и т.д.

21 минуту назад, Ладимира сказал:

как быть со спортсменами, танцорами, музыкантами? Эти таланты и способности надо развивать с детства.

Я тоже об этом думала, и думаю, что "создание" новых песен в рамках определенного музыкального стиля или стиля живописи не сложно. Сложно создавать новое направление в музыке/живописи и т.д. Каждый день создаются сотни лада-седан/все для тебя/цвет настроения... Многие из них забываются уже через неделю. Что-то по настоящему ценное и важное создается раз в 5-10 лет. 

Edited by Кофейная гуща

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Кофейная гуща сказал:

Я думаю парки-прогулки-активные игры будут являться обязательными "предметами". Что-то типа "летнего лагеря" круглый год. Кино, музыка и т.д. и т.п. Плюс творчество лепка-вышивание-рисование и т.д.

Насколько я поняла, основной целью общества будущего было не создание индустрии развлечений, а обширная колонизация Вселенной. Это во-первых. Во-вторых, если общество максимально оптимизировало получение образования, то вряд ли оно стало бы тратить ресурсы для обучения детей навыкам (древним затратным образом), которые подавляющему большинству не пригодились бы во взрослой жизни. Можно было бы предположить, что эти 10 лет были посвящены формированию морального облика покорителя Вселенной, поверхностному знакомству со спектром возможных профессий.

  • Like 4
  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Кофейная гуща сказал:

Я думаю парки-прогулки-активные игры будут являться обязательными "предметами". Что-то типа "летнего лагеря" круглый год. Кино, музыка и т.д. и т.п. Плюс творчество лепка-вышивание-рисование и т.д.

Да, я тоже допускала такой вариант под надзором "дипломированного воспитателя". Но опять-таки в группе, в компании, среди гомона. Мне кажется, в любом случае у ребенка, пусть не в 8-10 лет, а в 12-14, время от времени возникает потребность остаться одному, "отдохнуть" от внешнего мира. Вот тогда-то, думаю, и возникает желание взять книгу и если не почитать, то хотя бы полистать. А там, глядишь, и интерес пробудится.

Edited by Ладимира

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 минут назад, Melas сказал:

основной целью общества будущего было не создание индустрии развлечений, а обширная колонизация Вселенной. Это во-первых. Во-вторых, если общество максимально оптимизировало получение образования, то вряд ли оно стало бы тратить ресурсы для обучения детей навыкам (древним затратным образом), которые подавляющему большинству не пригодились бы во взрослой жизни. Можно было бы предположить, что эти 10 лет были посвящены формированию морального облика покорителя Вселенной, поверхностному знакомству со спектром возможных профессий.

 

39 минут назад, Ладимира сказал:

В этом мире уже не роботов стремятся подтянуть до человеческого уровня, а людей низводят до уровня механизма:

Получается мир будущего вроде утопия, а по сути антиутопия... Хотела бы я жить в таком мире? - однозначно нет. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Кофейная гуща сказал:

Современные дети умеют читать с 7-ми лет. Много ли они читают помимо школы?

Мало. Но, по моим наблюдениям, примерно двое из десяти регулярно ходят в библиотеки по собственному желанию, а не за книгами по списку внеклассного чтения. Все-таки не один из десяти тысяч.

53 минуты назад, Ладимира сказал:

1. Описанный отбор годится для тех профессий, результаты которой можно выразить в цифрах, процентах, диаграммах и графиках, но как проводится отбор для творческих профессий? Знания вложить можно, а как быть со спортсменами, танцорами, музыкантами? Эти таланты и способности надо развивать с детства.

Я могу предположить, что таких профессий в обществе будущего и вовсе не существует. Во всяком случае, никакого намека на наличие творческих профессий в тексте я не встретила. Строго утилитарный подход к штампованию специалистов. Даже мама Джорджа, если я правильно помню, "дипломированный специалист по домоводству". Это, надо полагать, домохозяйка? И домохозяйке без диплома никак. 

29 минут назад, Melas сказал:

Можно было бы предположить, что эти 10 лет были посвящены формированию морального облика покорителя Вселенной, поверхностному знакомству со спектром возможных профессий.

Можно. Только все равно не понимаю, зачем им умение читать за десять лет до выбора профессии.

1 час назад, Ладимира сказал:

С одной стороны  - просто замечательно, что каждому человеку указывают на его предназначение (всяк сверчок знай свой шесток! - грубо, но верно), значит, ни в одной профессии нет случайных людей, ни братьёв-кумовьев, ни "своих"-блатных. Каждый на своем месте, каждому воздается по заслугам. И, надо полагать, нет несчастных, чью будущность определили родители вопреки желанию сына/дочки.

Когда появилась первая книга "фандорианы" - меня просто очаровала идея эстернатов. Я думала: как было бы шикарно, если бы внимательные педагоги определяли с самого детства склонность и талант ребенка к какому-либо виду деятельности и грамотно развивали в нем эти способности. И вот пример, как можно замечательную идею превратить в ее противоположность. Здорово, если каждый занимается тем делом, к которому его предназначила сама природа. Ужасно, если при этом человека превращают в "модель", не способную даже к минимальному развитию. Дешевле наштамповать новые "модели", чем сделать новую "прошивку" уже имеющейся (а кстати, почему дешевле? Людской ресурс дешевле, чем перепрошивка?).

Однако заметьте, в какой высокой цене гуманитарии в этом технократическом обществе. Историки-психологи-социологи. Их ничтожно мало, и полицейские стоят перед ними навытяжку. ))) А кто еще, кроме них, сумеет найти эту иголку в стоге сена - людей, способных обучаться самостоятельно и создавать новые обучающие "ленты"?

  • Like 2
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
48 минут назад, bibi сказал:
1 час назад, Melas сказал:

Можно было бы предположить, что эти 10 лет были посвящены формированию морального облика покорителя Вселенной, поверхностному знакомству со спектром возможных профессий.

Можно. Только все равно не понимаю, зачем им умение читать за десять лет до выбора профессии.

Предположу, что для селекции тех, кто может и хочет усваивать информацию с листа. Книги же были в свободном доступе, но, видимо, очень немногие использовали эту возможность. В принципе, считается, что только 8% человечества составляют те, кто любит учиться, и очень небольшой процент из них обладает способностью творчески мыслить.

52 минуты назад, bibi сказал:

Дешевле наштамповать новые "модели", чем сделать новую "прошивку" уже имеющейся (а кстати, почему дешевле? Людской ресурс дешевле, чем перепрошивка?).

Я поняла так, что не дешевле, а коммерчески выгоднее для поставщиков обученного человеческого персонала.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, bibi сказал:

Я думала: как было бы шикарно, если бы внимательные педагоги определяли с самого детства склонность и талант ребенка к какому-либо виду деятельности и грамотно развивали в нем эти способности. И вот пример, как можно замечательную идею превратить в ее противоположность. Здорово, если каждый занимается тем делом, к которому его предназначила сама природа. Ужасно, если при этом человека превращают в "модель", не способную даже к минимальному развитию.

Я тоже так думала. Пока меня жизнь не шандарахнула реальностью. У меня математический склад ума, я всегда в легкую понимала эти логарифмы, легко обращалась с цифрами, у меня нет способностей к языкам, и даже на русском я пишу с элементарными ошибками, при том, что постоянно читаю. У меня неплохие способности в физике и химии, я понимаю и знаю суть валентности, легко соединяю люстру с двумя выключателями из распредкоробки. 

Так вот, до 30 я работала главбухом и считала, что я на своем месте. Была хорошим бухгалтером, но не более... А потом... ушла в туризм и в продажи и являюсь одной из лучших в своем городе. И мне не нужны здесь особо мои знания в математике, намного больше мне пригодились мои коммуникативные способности. В том числе и умение ставить барьеры ))). 

Edited by Кофейная гуща
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
40 минут назад, Кофейная гуща сказал:

Так вот, до 30 я работала главбухом и считала, что я на своем месте. Была хорошим бухгалтером, но не более... А потом... ушла в туризм и в продажи и являюсь одной из лучших в своем городе. И мне не нужны здесь особо мои знания в математике, намного больше мне пригодились мои коммуникативные способности. В том числе и умение ставить барьеры

А я вот до сих пор не знаю, где я была бы стопроцентно на своем месте. Если бы в детстве какая-нибудь добрая леди Эстер определила бы, для чего я Богом и природой предназначена. Ан не встретилось мне такой, обычная школа, все как у всех, усредненное...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Рассказ понравился, появились подозрения, откуда появилась идея всяких "Дивергентов", "Инсургентов" и "Эллигентов". Еще вспомнился какой-то рассказ (опять из детства, но наша игра уже помогала вспомнить забытое временем), в котором малышей с рождения тестировали. Но, если у Азимова более упор на инженерную составляющую, то в том рассказе у главного героя выявили огромную способность к музыке. И вот этого ребеночка изолировали от общества, он рос один, в лесу и только большой электронный орган (?) был в его доме. Дитя росло и начало осваивать инструмент, его музыка была чарующа и великолепна... Однажды к нему пришел человек и подарил плеер с фугой Баха... Герой рассказа был поражен и начал писать фуги. А что произошло потом? Не скажу, так как надеюсь, что кто-то еще читал и вспомнит название, тогда советую всем прочитать именно с позиции обсуждения "Профессии" Азимова.

Вернусь к обсуждаемому произведению. Меня тоже удивило: а что делают люди с Дня чтения до Дня образования? Впечатлила сама идея того, что гениальные люди, способные двигать прогресс, собираются по крупицам, что делает практически невозможным проникновение в среду науки всяких фарисеев или, что еще хуже - экспериментаторов, как это есть сейчас и было всегда. Однако больно жестокий метод "доведения гения до кондиции" на мой взгляд. Тупой ли я? Слабоумный? Преступник? Изгой? Я бы застрелилась)))

Edited by Ирго
  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Рассказ понравился.

1 час назад, Ирго сказал:

Однако больно жестокий метод "доведения гения до кондиции" на мой взгляд. Тупой ли я? Слабоумный? Преступник? Изгой? Я бы застрелилась)))

Тоже удивилась. Гении, они товар хрупкий, требующий бережного отношения. А их к слабоумным, да годами считать себя ни к чему не способным придурком. От суицида при этом заботливо берегли. Как-то слишком жестоко. :mellow:

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 09.02.2019 в 11:57, Кофейная гуща сказал:

Рассказ, с одного из которых началась моя любовь к жанру фантастики. 

Добрый вечер всем участникам! 

@Кофейная гуща, прошу прощения, что вклиниваюсь в обсуждение, только сейчас увидела тему. Я явно опоздала, но можно Вас попросить просто прислать в личку ссылку на рассказ?  

Айзек Азимов - один из любимых мной авторов, а "Профессию" я не читала. Хотелось бы наверстать упущенное. 

___

Книгу получила, большое спасибо! 

Edited by Завтрак в Париже

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 минуты назад, Варюша сказал:

Рассказ понравился.

Тоже удивилась. Гении, они товар хрупкий, требующий бережного отношения. А их к слабоумным, да годами считать себя ни к чему не способным придурком. От суицида при этом заботливо берегли. Как-то слишком жестоко. :mellow:

 Там не только гениальность была нужна, как я поняла, а и внутренняя сила, невозможность не творить.

  • Like 4
  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
28 минут назад, Кастрюля сказал:

Там не только гениальность была нужна, как я поняла, а и внутренняя сила, невозможность не творить.

Это меня удивило. Зачем отсекать "кабинетных учёных"? Если вспомнить гениальных учёных недавнего времени, то они искрили идеями, которые дарили для дальнейшей разработки своему окружению. Должен же быть и второй эшелон.

  • Like 1
  • Upvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
51 минуту назад, Кастрюля сказал:

Там не только гениальность была нужна, как я поняла, а и внутренняя сила, невозможность не творить.

Всем для "творчества" нужен разный антураж. Кто-то приходит на самую шумную площадь и под гомон в голове строятся мысли. А кому-то как Перельману нужно одиночество и тишина. Да и вообще ну вот пришел он к тому, что ему "надо творить", а в какой области и как? И опять же в самом начале было сказанно, что знаний стало слишком много, тяжело и долго было получать их из книг. И вот как сейчас ему получить "базу"? Все-таки записать ее?

 

19 минут назад, Melas сказал:

Зачем отсекать "кабинетных учёных"? Если вспомнить гениальных учёных недавнего времени, то они искрили идеями, которые дарили для дальнейшей разработки своему окружению. Должен же быть и второй эшелон.

Кстати, да. Фантасты придумывали очень многое. Именно "придумывали", а уже ученные придумывают как это реализовать на деле. 

Скайп, беспроводная зарядка, интернет еще недавно были всего лишь фантазией фантастов, а сейчас малыши в 2 года выходят на связь с родителями которые путешествуют на другом конце света. Мы знаем кто и что ел на завтрак, и уже давно не пишем письма, а в режиме 24/7 общаемся в месенджерах. 

И очень многое создается именно так "а если сделать чувствительным экран телефона и убрать кнопки" и группа ученных начинают это реализовывать. 

  • Like 5

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Кофейная гуща сказал:

Мы знаем кто и что ел на завтрак, и уже давно не пишем письма, а в режиме 24/7 общаемся в месенджерах. 

По квартире ползает самозаряжающийся робот-пылесос, иностранцы ходят с голосовыми переводчиками, а банки заменяют живых сотрудников роботами-юристами.

  • Like 2
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 11.02.2019 в 13:17, bibi сказал:

никакого намека на наличие творческих профессий в тексте я не встретила

Не то, чтобы намек... Новиане, собравшиеся в большом зале в большом количестве что-то празднуют, со смехом и возлияниями. Можете представить праздник в полной тишине, без какого-либо звукового сопровождения (за исключением смеха и разговоров)? Я не могу. Допустим, что живых музыкантов они привезли со своей планеты (да хоть в записи, хоть прямая трансляция). Допуститим, что земляне своих музыкантов/поэтов/художников на каком-то этапе изжили. Но вполне возможно, что через какое-то время стали подражать/заимствовать это явление у представителей "завидных" планет. Значит, очень небольшому проценту жителей Земли позволялось развивать художественные склонности.

Но я о другом. Я помню, какую радость и гордость за себя ощущала, когда мне покорялись очередные сложные задачи/теоремы/обретение доселе неведомых навыков. А что являлось поводом для радости у детей того времени? Молодые люди радовались выгодным контрактам, родители могли радоваться тому, что их взрослые дети стали победителями Олимпиады, а дети до 18 лет? Какие поводы для радости были у них? Лично мне взятие очередной "высоты" по эмоциям не сопоставимо, к примеру, с 5-ю стаканчиками мороженого за раз (хотя и в этом случае радости выше крыши). Похоже, детям будущего оставалось радоваться лишь дополнительным порциям мороженого, преодолевать-то нечего.

В 11.02.2019 в 22:23, Melas сказал:

Должен же быть и второй эшелон.

Он есть, сам Азимов пишет: "... Даже после отсева в День образования девять человек из десяти, попавших сюда, оказываются не совсем подходящими для творчества..." Они, я думаю и составляют это самый второй эшелон, не могут выдавать принципиально новые идеи, но им гораздо легче, чем "дипломированным специалистам" развить то, что выдал гений.

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×