Перейти к контенту
Откровения. Форум "Моей Семьи"
Сфайрат

Ч. Айтматов "Джамиля", "Первый учитель"

Recommended Posts

Девочки, спасибо за выбор повести! С удовольствием прочитала. Такое светлое послевкусие остается.

Не знаю, для меня Джамиля полностью положительный персонаж. И для автора, как мне кажется, тоже. Не могла она дождаться мужа и у него "отпроситься" - наверное, обычаи не позволяли. Жена была собственностью мужа, так что у нее был единственный выход. И невозможно было для нее и дальше жить с нелюбимым, тем более, что она поняла уже, какой может быть любовь. Короче, я ее полностью оправдываю, собственно, как и автор. 

12 часов назад, Ирго сказал:

Я в этом обсуждении очень жду рецензий от девочек из Киргизии и Казахстана. Мы, все же, рассуждаем больше по-русски. У них, мне кажется, более глубокий взгляд и пояснения именно с позиций национальных традиций.

Хотелось бы. У нас тут много казахов - область граничит с Казахстаном, но они уже давно обрусели. Могу только один пример привести. У мужа друг казах, женился на русской девушке. У них глава семьи - бабушка, и бабушка долго не принимала русскую невестку. Только когда она приняла, тогда и остальные члены семьи стали с ней общаться. 

5 часов назад, Ладимира сказал:

Но Садык не кровожаден, он действительно любил Джамилю, он по рисунку все понял, и, очень вероятно, простил бы, не стал бы ежедневно попрекать "грехом".

А мне кажется, не любил он ее - ну жена и жена. Если бы любил - при всем уважении к родне, мог бы и побольше строк жене написать, пусть даже после всех. 

  • Нравится 7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 часов назад, Магдала сказал:

Когда солдатка Джамиля на глазах у стариков, у несовершеннолетнего брата мужа целует посторонних "джигитов", они её кидают в воду, потом она вылезает в мокрой, обрисовывающей фигуру одежде, всем (за исключением наблюдающего за этой сценой главного героя) хорошо и весело, в том числе и старикам. Тут пресловутые устои никого не волновали?

Конечно же, двойственность морали тут налицо, но... С одной стороны - это игра, где поцелуй является не проявлением истинных чувств, а одним из условий игры. И не только Джамиля выходила из реки в облипшем платье, это "кичине бала" видел только Джамилю, и мы на эту игру смотрим его глазами. С другой стороны - даже в игре у женщин положение приниженное по сравнению с мужчинами: за ними "охотятся", их лапают, их бросают в воду.

Но когда муж прощает жену, посягнувшую на святое - незыблемость семьи, когда женщина за такой тяжкий грех не несет наказания - женщина победила. Ревнители устоев не могли допустить победы женщины. Простят одну - а там, глядишь, и другие начнут позволять себе все больше и больше "непотребностей". Нельзя допускать, чтобы женщина брала верх над мужчиной! Поэтому муж, не наказывающий жену, подвергался насмешкам и унижению за то, что не опустил "греховодницу" на подобающее ей место.

7 часов назад, Талиена сказал:

А мне кажется, не любил он ее - ну жена и жена. Если бы любил - при всем уважении к родне, мог бы и побольше строк жене написать, пусть даже после всех. 

У Садыка какие-то чувства к Джамиле точно были. Если бы их поженили по сговору родителей, тогда могло быть "ну жена и жена". А раз гуляли слухи о похищении или взаимной любви, однозначно что-то было. К тому же, при отношении "Ну жена и жена" Садык точно побил бы мальчика. За то, что все видел и не донес, за то, что теперь Садык на какое-то время опозорен. Злость выместил на рисунке, потому что увидел в рисунке нечто созвучное его собственным чувствам.

  • Нравится 5
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часов назад, Ладимира сказал:

Садык не кровожаден, он действительно любил Джамилю, он по рисунку все понял, и, очень вероятно, простил бы, не стал бы ежедневно попрекать "грехом". Но тогда его перестали бы уважать ревнители устоев, на

Может, по-своему и любил, но она этого не чувствовала, а ведь женщина любовь чувствует, даже если мужчина молчит.

А когда любви ищешь, то её находишь. Мне не  показались нравы  слишком строгими, хоть взять этот эпизод на речке, например. Когда замужняя женщина целует чужих мужчин, пусть и шуточно, вроде как игра, старики смеются вместе с молодёжью. Ну понятно, что границы были.

Может, мое мнение не будет популярным, но вот как-то убежала из семьи тайно, а ведь её все там любили. Понятно, что дождаться мужа и объясниться было сложнее, чем просто сбежать. Наверное, её бы прокляли, но держать насильно не стали бы. В Советском Союзе так-то жили, не думаю, что было возможным забить до смерти. Больше  всего хотелось бы знать дальнейшую судьбу Джамили, жаль, что  приходится додумывать. И ни одной ниточки.  Видно, что героиню автор очень любит и понимает. Мне героиня тоже симпатична, и если я ее в чём-то не понимаю, то, наверное, потому что не знаю их обычаев. Скорее всего, серьезная опасность грозила посягнувшему на чужую жену мужчине. Тогда поступок Джамили логичен. 

Я у Айтматова  люблю повесть «Тополёк мой в красной косынке». Вот там я главного героя прибила бы. 

Вообще, язык у Айтматова чудесно-завораживающий. 

  • Нравится 6
  • Повышение репутации 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, Ягодка опять сказал:

но вот как-то убежала из семьи тайно, а ведь её все там любили. Понятно, что дождаться мужа и объясниться было сложнее, чем просто сбежать. Наверное, её бы прокляли, но держать насильно не стали бы

Стали бы, еще как стали бы, глаз бы не спускали, шагу без пригляда не позволили бы сделать. Не надо забывать, что поколение Джамили первое, которое обучилось грамоте, а до этого все законы были неписаными, и свято хранились в головах старейшин. Какие разговоры о чувствах, какое понимание - есть предписания адата, изволь им следовать.

Цитата

Вскоре после коллективизации умер хозяин Малого дома. Жена его осталась с двумя малолетними сыновьями. По старому обычаю родового адата, которого тогда еще придерживались в аиле, нельзя выпускать на сторону вдову с сыновьями, и наши одноплеменники женили на ней моего отца. К этому его обязывал долг перед духами предков — ведь он доводился покойному самым близким родственником.

У вдовы, небось, не спрашивали, хочет она замуж именно за этого парня. Хорошо еще, что этот парень был ей не противен, поэтому в семье царила доброжелательная атмосфера,  А могли и за ненавистного отдать.

Какие еще разговоры при таких воззрениях!

Я даже сомневаюсь в том, что в те годы в киргизском языке было слово "люблю". Слова похвалы (ты такая, такая, такая...) были, слова гордости за жену/мужа были, а слова "любовь" не было. Я не говорю, что не было такого чувства, оно было, но появлялось так редко, что ему не успели подобрать названия. Был долг, была необходимость выживания, ценился тот, с кем было легче выживать. Практически каждая незамужняя девушка, готова была "любить" обеспеченного из "хорошей семьи" (отрезвление наступало позже), а не нищего сироту без кола и двора. В этом смысле Джамиля - одна из первых ласточек, в чьей душе талант Данияра пробудил чувства, самой Джамиле неведомые. А решительный характер позволил ей все бросить и уйти из такого благополучного дома в неведомое.

39 минут назад, Ягодка опять сказал:

В Советском Союзе так-то жили, не думаю, что было возможным забить до смерти.

Тут я обращусь к повести "Первый учитель". Да, Советская власть карала тех, кто нарушал законы, но милиции надо было еще сообщить о таком факте. В "Первом учителе" Дюйшен до милиции дошел и рассказал о том, что случилось с Алтынай. В "Джамиле", если бы ее забили до смерти или сбросили со скалы, члены рода, не моргнув глазом смерть объяснили бы несчастным случаем.

Уже в середине 70-х время от времени в местных газетах появлялись статьи о самосожжении женщин-аборигенок. Как же надо было к ним относиться, чтобы они добровольно уходили из жизни таким страшным способом? И Советская власть бездействовала, потому что не было заявлений о бесчеловечном обращении. Молчали соседи, молчала жертва и милиционеры не могли никого призвать к ответственности. И это, повторяю, 70-е годы. Представляете, что могло твориться в 40-е?

  • Нравится 4
  • Спасибо 2
  • Повышение репутации 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Ягодка опять сказал:

Наверное, её бы прокляли, но держать насильно не стали бы. В Советском Союзе так-то жили, не думаю, что было возможным забить до смерти.

А похитили-то её разве по советским законам?

4 часа назад, Ягодка опять сказал:

Мне не  показались нравы  слишком строгими, хоть взять этот эпизод на речке, например.

Ну да, паранджу не носили. Да и женщина вон была главой семьи. Но всё равно Восток.

 

Изменено пользователем Магдала
  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Ладимира сказал:

В "Первом учителе" Дюйшен до милиции дошел и рассказал о том, что случилось с Алтынай.

Повезло девчонке, что не забеременела (иначе было бы ей ученье), не подхватила никакую заразу, да и потом родить смогла.

  • Нравится 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Магдала сказал:

А похитили-то её разве по советским законам?

Во-первых, не факт, что похитили. Это была просто одна из сплетен, которую автор никак не подтверждает. По другим слухам, женились они по любви - и кто сказал, что это не так?

3 часа назад, Магдала сказал:

Ну да, паранджу не носили. Да и женщина вон была главой семьи. Но всё равно Восток.

Не все равно. Даже в дореволюционные времена положение женщины у кочевых народов - казахов и киргизов - сильно отличалось от положения их товарок у других мусульманских народов. Прежде всего, потому что они не сидели по гаремам, а работали наравне с мужчинами и даже больше их. А это предполагает и определенную степень свободы, и уважение к женщине. Они даже воевали наравне с мужчинами. Только у кочевых народов есть легенды о женщинах-батырах. И это не сказки, история сохранила некоторые из имен этих женщин. А уже в тридцатые-сороковые годы не только у киргизов и казахов, но даже у таджиков и узбеков встречались женщины не только во главе семьи, но и во главе колхоза. Возвращаясь к теме о свободе женщин у кочевых народов: еще в 1894 году К. Белиловский в своей работе "Женщина инородцев Сибири" говорил о женщинах казахских степей: "Женщина кочевых народов в силу роли своей — жены, матери, хозяйки, в силу необходимости, смотрит за хозяйством, доит кобылиц, готовит пищу, чинит одежду, обшивает семью, сшивает кошмы для юрты, заботится о кумысе и проч. Но следует ли из этого, что она «вьючное животное», «раба» в низком смысле этого слова?... Я много раз бывал на пиршествах казахского населения, … женщины истребляли баранину и куырдак, пили кумыс и чай наравне с мужчинами, принимали самое деятельное участие в пиршествах и отдавались веселью всею душою. Иная красавица, вся алая, как маков цвет, джигитуя на степном скакуне, направо и налево даже хлестала нагайкой нагонявших её джигитов. Я много знаю казахских семейств, в которых женщины пользуются даже особенным вниманием и авторитетом. Без их согласия ни муж, ни сыновья не смеют ни делать в городе покупок, ни совершать продажу и прочее". Другой историк писал, что "тирания мужа здесь в сущности гораздо меньше, чем в Европе". И это, повторю, о дореволюционном времени. 

Поэтому слабо верится даже в то, что Джамилю, если бы ее измена мужу открылась, могли бы даже взаперти держать (а работать кто будет?), не говоря уже о том, чтобы убить. Слабо верится и в то, что могли убить Данияра в результате погони, снаряженной за ними, поскольку это подвело бы под уголовную статью всех джигитов во главе с председателем колхоза, который никак не мог быть не в курсе. Изгнать из аила - это пожалуйста. Слишком уж много ужасов насочиняли про обычный киргизский колхоз только на том основании, что там отец рассказчика две семьи имел, поскольку по родовым обычаям нельзя вдову брата с детьми оставлять. В остальном, в том числе и по вольности нравов, порядки там, судя по описанию, мало отличались от порядков в любой российской деревне.

  • Нравится 4
  • Повышение репутации 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 минут назад, bibi сказал:

По другим слухам, женились они по любви - и кто сказал, что это не так?

Джамиля, которая, получив письмо от мужа, сказала, что не нужен он ей со своей запоздалой любовью.

19 минут назад, bibi сказал:

Это была просто одна из сплетен, которую автор никак не подтверждает.

Тем не менее об этом говорится как об обычном деле.

21 минуту назад, bibi сказал:

Слабо верится и в то, что могли убить Данияра в результате погони, снаряженной за ними, поскольку это подвело бы под уголовную статью всех джигитов во главе с председателем колхоза, который никак не мог быть не в курсе.

Это если бы кто-то донёс.

22 минуты назад, bibi сказал:

В остальном, в том числе и по вольности нравов, порядки там, судя по описанию, мало отличались от порядков в любой российской деревне.

Даже золотоволосая баба не стоит самого что ни на есть никудышного парня (с).

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Магдала сказал:

Джамиля, которая, получив письмо от мужа, сказала, что не нужен он ей со своей запоздалой любовью.

Капризная барышня.

1 час назад, Магдала сказал:

Тем не менее об этом говорится как об обычном деле.

Не увидела, из чего можно сделать заключение об обычности краж невест. Всего-навсего сплетня. По поведению Джамили судя, не соответствующая действительности. Писем от мужа ждет, хотя и разочарована упоминанием ее в конце. Осмону дает резкий отпор: "Сто лет буду солдаткой, а на такого как-ты и плюнуть не захочу". (Примерно так, цитирую по памяти.) Такую немилый не украдет. Свекровям своим периодически на шею кидается с поцелуями. Никак она на украденную не похожа. По всему выходит так, что вышла замуж за завидного джигита, вероятно, будучи влюбленной, но настоящая любовь прийти не успела - потому что война... Полюбила Данияра - и муж не нужен стал.

1 час назад, Магдала сказал:

Это если бы кто-то донёс.

Ну да, в советские времена, когда каждые рабочие руки на учете, инвалид-фронтовик вдруг пропадает (а он, наверное, еще и по инвалидности что-то там получает) - и никто из местной власти не почешется. Включая милиционера, который хотя бы в количестве одного человека должен быть если не в этом селе, так в соседнем, покрупнее - и всю округу поименно знал. И весь аил в курсе. Но никто не узнает... А вдруг узнают - так с первого председателя голову снимут. Ему, наверное, сильно свобода надоела, подставлять свою голову из-за чужой неверной жены. Нет, это уж совершеннейшая фантастика...

1 час назад, Магдала сказал:

Даже золотоволосая баба не стоит самого что ни на есть никудышного парня (с).

Аналогичные поговорки можно у любого народа найти, у русских в том числе.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 минут назад, bibi сказал:

Осмону дает резкий отпор: "Сто лет буду солдаткой, а на такого как-ты и плюнуть не захочу".

По-вашему, если женщина мужа не любит, ей всё равно с кем?..

11 минут назад, bibi сказал:

И весь аил в курсе.

Круговая порука. Откуда пришёл, куда ушёл – никто не ведает, вот и весь сказ.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 минут назад, Магдала сказал:

По-вашему, если женщина мужа не любит, ей всё равно с кем?..

Не совсем. По-моему, из ее поведения никак не следует, что она замуж без любви выходила.

13 минут назад, Магдала сказал:

Круговая порука. Откуда пришёл, куда ушёл – никто не ведает, вот и весь сказ.

Да не было такого, тем более, в сороковых годах. Что-то за убийства активистов в тех же киргизских аилов ой сколько пошло куда следует, и никакой круговой поруки. Даже десятью годами ранее. Работник колхоза, инвалид-фронтовик, не может неизвестно откуда прийти и уйти куда душе захочется. Как минимум, начальство колхозное знает, откуда пришел и куда ушел. И военкомат, где он однозначно стоит на учете и потеряться не имеет права.

Изменено пользователем bibi

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересная повесть. Раньше не читала, фильм не смотрела, столкнулась впервые. Читается легко, быстро. 

Знаете, что меня царапнуло? Данияр ведь ни одного шага навстречу Джамиле не сделал! Ну смотрел красноречиво, ну вздыхал. И что? Джамиля сама к нему подошла по дороге, сама пришла в стогу. Она сама уговорила его не обращать внимания на письмо Садыка. Оголодала женщина по любви, и физической, и особенно духовной. Джамиля катализатор и движущая сила этих отношений.

Неоднозначное ощущение от прочтения. Для меня Джамиля не положительный герой точно.

  • Нравится 1
  • Повышение репутации 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Варюша сказал:

Для меня Джамиля не положительный герой точно.

 Главное, что Автор восхищается Джамилей, для него она однозначно положительный герой. И этим он восхищает меня, отношением к женщине, учитывая его национальность особенно. Есть и русские писатели, вроде хорошо пишут, а чувствуется, что женщин недолюбливают, а Чингиз Айтматов - молодец!

  • Нравится 4
  • Повышение репутации 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обожаю все произведения Чингиза Айтматова. Спасибо за ветку! Перечитала и «Джамилю», и «Первый учитель».

В основном читала в школе его, наша учитель по литературе много и глубоко давала эти произведения.

Но всю глубину его повестей сейчас понимаю больше, конечно. 

Что касается Джамили, я однозначно за нее) Мою дальнюю родственницу в середине 20 века тоже муж украл, у них сын родился. Тетя недавно умерла, и с мужем они ближе к пенсии разъехались. 

Когда все произошло, мнение родни разделилось, как мне рассказывали. Родная сестра этой тети, учительница, уговаривала сразу же бросить насильника. Но она побоялась, что теперь порченая. Прожила с ним жизнь, несчастливую. Хотя работала в медицине, пела в местном ансамбле, не забитая была.

Это все очень сложно понять национальностям с другим укладом и традициями.

Джамилю, как мне кажется, не устраивала второстепенная роль в семье. Сначала родители, слово которых закон, потом братья... 

Изменено пользователем Санитарка
  • Нравится 5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 20.09.2019 в 21:51, Карамболь сказал:

Давайте после Джамили прочтем повесть " Школьный учитель".

Карамболь, я вас вставила в график игр.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.09.2019 в 15:53, bibi сказал:

еще в 1894 году К. Белиловский в своей работе "Женщина инородцев Сибири" говорил о женщинах казахских степей: "Женщина кочевых народов в силу роли своей — жены, матери, хозяйки, в силу необходимости, смотрит за хозяйством, доит кобылиц, готовит пищу, чинит одежду, обшивает семью, сшивает кошмы для юрты, заботится о кумысе и проч. Но следует ли из этого, что она «вьючное животное», «раба» в низком смысле этого слова?... Я много раз бывал на пиршествах казахского населения, … женщины истребляли баранину и куырдак, пили кумыс и чай наравне с мужчинами, принимали самое деятельное участие в пиршествах и отдавались веселью всею душою. Иная красавица, вся алая, как маков цвет, джигитуя на степном скакуне, направо и налево даже хлестала нагайкой нагонявших её джигитов. Я много знаю казахских семейств, в которых женщины пользуются даже особенным вниманием и авторитетом. Без их согласия ни муж, ни сыновья не смеют ни делать в городе покупок, ни совершать продажу и прочее". Другой историк писал, что "тирания мужа здесь в сущности гораздо меньше, чем в Европе". И это, повторю, о дореволюционном времени. 

Я не стану спорить с К.Белиловскм и прочими. Я хочу всего лишь указать, что у казахов и киргизов, как во всех без исключения сообществах, есть внешняя сторона жизни, доступная взгляду и описанию каждому чужестранцу, и внутренняя, за пологом юрты, за стенами глинобитного дувала, куда ни один иноземец не допускается. Причем, на Востоке эта разница ощутимей, чем в Европе.

Я не стану приводить примеры из "Первого учителя", она включена в график, не буду опережать события. Сошлюсь на другое произведение. В "Белом пароходе" егерь Орозкул почти ежедневно лупцует жену за бесплодие, а она льет слезы, но побои терпит и на мужа камчой не замахивается? Где тут пресловутое уважение к женщине, где авторитет жены, где женская гордость и независимость?

Почему-то ни один исследователь не пишет, что у тех кочевников, которые перешли на оседлый образ жизни, гарцевать на конях позволительно только девушкам. Как только вышла замуж - о езде верхом забудь. Ибо мало ли куда может умчаться мужняя жена на часок-другой, пешую однозначно легче контролировать. На коня можно сесть разве что при поездке к далеко живущим родственникам и только в присутствии мужчины этого же рода (в чьих высокоморальных качествах муж уверен, если сам почему-то не может сопровождать жену).

Еще в середине 70-80-х годов в горах и предгорьях частая картина: мужчина едет на лошади, а жена/сестра/тетушка идет за ним пешком. Объяснение такое: если вдруг налетят мужчины из чужого племени, то пешего мужчину убьют, женщину себе заберут (или она успеет спрятаться, пока чужаки с мужчиной вопрос выясняют); всадник же успеет ускакать. И говорят так на полном серьезе, что женщина в любом случае останется жива, пусть даже в чужом стойбище, а убитого мужчину никто не воскресит, род теряет защитника. Советской власти уже почти 60 лет, налеты стали историей, а обычай все еще жив..

В 22.09.2019 в 15:53, bibi сказал:

Слабо верится и в то, что могли убить Данияра в результате погони, снаряженной за ними, поскольку это подвело бы под уголовную статью всех джигитов во главе с председателем колхоза, который никак не мог быть не в курсе

Председатель тоже человек, причем, уже не молодой, но и не слишком старый, жизнью еще дорожит. Ему гораздо легче признать факт "несчастного случая" и закрыть дело, чем настраивать против себя "народных мстителей".

В 22.09.2019 в 18:07, bibi сказал:

 за убийства активистов в тех же киргизских аилов ой сколько пошло куда следует, и никакой круговой поруки. Даже десятью годами ранее. Работник колхоза, инвалид-фронтовик, не может неизвестно откуда прийти и уйти куда душе захочется. Как минимум, начальство колхозное знает, откуда пришел и куда ушел. И военкомат, где он однозначно стоит на учете и потеряться не имеет права.

Разница в том, что при гибели активистов легче найти/определить виновного, известно же кому активист особенно досаждал. Активисты как бы заранее указывали на своих недоброжелателей - граждан X, Y и Z, посылая в соответствующие организации отчеты о "несогласии с линией партии", "подрывной деятельности", об "отказе вступить в колхоз и противодействии национализации неправедно нажитого имущества". Случай с Джамилей и Данияром - бытовой конфликт. В случае расследования преследователи сами честно бы рассказали, что мол, гнались за беглецами, чтобы связать и доставить куда следует, да вот незадача, Данияр чтобы от нас скрыться, попытался прямо перед носом поезда перебежать на другую сторону, да запнулся, под поезд попал (могли живого связанного подложить, а веревки потом снять, чтобы следов веревки не осталось - в кошму замотать, а после размотать, и следователям про кошму ни слова).

 

Мое мнение сложилось на основании встреч и бесед как с местным населением, так и на основании рассказов геологов, которые по несколько сезонов очень тесно общались и с казахами, и с киргизами. В самих аилах и кишлаках подолгу не жила, но общаться с выходцами из этих аилов довелось. Молодежь охотно покидала родовые стойбища, чтобы вырваться из плена принятых обычаев, сами признавали устарелость и нелепость некоторых, но не отрицали правильность и полезность других, о которых горожане подзабыли (в частности, о взаимовыручке).

  • Нравится 1
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Ладимира сказал:

Мое мнение сложилось на основании встреч и бесед как с местным населением, так и на основании рассказов геологов, которые по несколько сезонов очень тесно общались и с казахами, и с киргизами.

По-моему, наверчено слишком много допущений вокруг своей точки зрения. Настолько много, что она выглядит малоправдоподобной. Круговая порука целого села вокруг тягчайшего преступления - убийства? Да полноте! Вот уж в это никогда в жизни не поверю. Даже то, что известно двоим, не факт, что удастся сохранить в секрете. Есть же поговорка: что знают двое - знает и свинья. Если о преступлении знает все село - у преступника нет ни единого шанса избежать наказания.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 минут назад, bibi сказал:

наверчено слишком много допущений вокруг своей точки зрения. Настолько много, что она выглядит малоправдоподобной. Круговая порука целого села вокруг тягчайшего преступления - убийства?

Наверчено - так наверчено...  Только неплохо бы учесть, что у мусульман вообще, а у вчерашних кочевников с их родо-племенными отношениями, сохраняющими силу и при Советской власти, жизнь человека ценится невысоко. Убийство коня в ряде случаев каралось тяжелее, чем убийство человека.

Органы Советской власти не всеведущи, чтобы дотянуться до каждого преступника. Особенно, если аил симпатизирует убийцам, а жертву осуждает.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
30 минут назад, Ладимира сказал:

Органы Советской власти не всеведущи, чтобы дотянуться до каждого преступника.

До каждого - может быть, и нет. До каждого и сейчас не дотягиваются. Но в настолько громком случае, когда весь аил в курсе - достаточно всеведущи. Да и убийством там грозился только один - самый пакостный персонаж. Который в тылу подъедался, пока сверстники на фронте, да сам к Джамиле клинья пытался подбивать. Как правило, такие громко грозятся, а как до дела - трусят. Да, у такого рука не дрогнет - исподтишка, со спины... Когда с большой вероятностью все с рук сойдет. Но не открыто, у других на глазах. И не очень похоже, чтобы односельчане этому персонажу симпатизировали. Между прочим, я думаю, он бы и силой попытался Джамилю взять, если бы они вдруг где-то вдвоем оказались. Если бы справился, конечно. У него же на жену родственника аж слюна текла.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, bibi сказал:

я думаю, он бы и силой попытался Джамилю взять, если бы они вдруг где-то вдвоем оказались. Если бы справился, конечно. У него же на жену родственника аж слюна текла.

В этом вопросе я с Вами единодушна.

Что же касается предположений о том, какой финал ожидал героев... Стоит ли ломать копья, доказывая что-то друг другу, если сам Айтматов оставил открытый конец.

За сим откланиваюсь.

  • Нравится 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чтобы не множить темы, давайте в этой ветке пойдём дальше и обсудим следующую повесть Айтматова "Первый учитель". 

В произведении идёт повествование от лица главной героини, изложенное в её письме самому рассказчику. 

Отсталая бедняцкая деревня Казахстана. Приход Советской власти. Многовековая неграмотность и косность, рабская психология. И средневековое засилье местных богачей-баев. 

Первое робкое чувство юной девушки к своему учителю, и трагедия, которую не удалось предотвратить... 

Повесть небольшая, в пятницу можно начинать обсуждение. 

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Морская тень, Марина, вы же можете редактировать название темы. Добавьте туда "Первого учителя", пожалуйста. Если уже не можете, то модераторов попросим.

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Карамболь сказал:

Повесть небольшая, в пятницу можно начинать обсуждение. 

В пятницу? Я почему-то подумала, что все уже успели прочесть, и начнем сразу. Ведь в четверг мы начинаем Халфину.

Впрочем, как скажете.

Изменено пользователем bibi

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Ирго сказал:

Марина, вы же можете редактировать название темы. Добавьте туда "Первого учителя", пожалуйста. Если уже не можете, то модераторов попросим.

Что-то не нахожу кнопок редактирования:mellow:

  • Спасибо 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28 минут назад, bibi сказал:

В пятницу? Я почему-то подумала, что все уже успели прочесть, и начнем сразу.

Я за. Зачем так долго? И многие уже прочитали. Я, например. Всплакнула даже на сцене прощания Дюйшена с ученицей.

@Крикуша, Анна, пожалуйста, добавьте в название темы произведение "Первый учитель".

Изменено пользователем Ирго
  • Нравится 1
  • Повышение репутации 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

×