Перейти к контенту
Откровения. Форум "Моей Семьи"
Чёрное небо

Дневники Р. Скотта и Р. Амундсена: покорение Южного полюса

Recommended Posts

Многие предполагают, что открытие Северного полюса в своё время произвело эффект разорвавшейся бомбы. Оно наделало много шума и принесло неслыханную славу его покорителям. Однако далеко не все знают, что открытие Северного полюса померкло на фоне открытия Южного полюса. Именно там, на Южном полюсе, разыгралась самая знаменитая полярная гонка. За право первыми оказаться на Южном полюсе боролись две команды: норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта. 17 декабря 1912 года команда Скотта достигла Южного полюса и обнаружила, что опоздала - команда Амундсена опередила их... команда Амундсена в полном составе с триумфом возвратилась домой, участники похода к Южному полюсу из команды Скотта все до единого погибли на обратном пути вместе со своим капитаном.

Читая дневник Скотта ("Экспедиция к Южному полюсу", "Дневник полярного капитана" и др. - в зависимости от издательства названия будут разные), и сравнивая его с книгой Амундсена ("Южный полюс"), сразу бросается в глаза сдержанно-суровый стиль норвежца, и описательно-эмоциональный стиль англичанина. Похвальба себе и своим товарищам - чуть ли не на каждой странице: "Я не нахвалюсь своими товарищами...", "маленький Боуэрс - просто чудо", "Эванс, известно, богатырь", "лучшего меню и желать нельзя", и одновременно на фоне этих восторгов - преувеличение опасностей и собственных заслуг и попытка списать все свои ошибки на погоду и неудачу: "исключительное невезение", громадные опасности", нечеловеческое напряжение", "Поистине нелегко добраться до нашей зимовки. Сначала штормы с большим волнением, а теперь эта борьба со льдами" и пр. и пр. У него весь дневник - это один сплошной подвиг, неустанная борьба. 

На его фоне сдержанный и суровый Амундсен просто делал своё дело. Он не играл на публику, не превращал покорение полюса - в подвиг, и, главное - он всё тщательно распланировал и организовал: время на то, чтобы дойти и вернуться, заложил 4-хдневную остановку на случай дурной погоды, заложил обязательный отдых в 1-2 дня для собак, учёл опыт эскимосов по использованию меховой одежды и обуви, использовал опыт армии (когда брал провиант), выбрал собачьи упряжки как самый оптимальный способ передвижения (собакой можно кормить собаку, собаки хорошо приспособлены к холоду, собаки могут тянуть большие грузы и собаки лёгкие и не проваливаются в снег и их легко вытащить, если провалятся в трещины) и еще момент - у него система разметки пути была очень продумана (20 флажков устанавливали на расстоянии полумили один от другого, по 10 с каждой стороны от склада, создавая таким образом полосу в 10 миль шириной, каждый флаг пронумерован - легко определить расстояние до склада). Плюс позаботился, чтобы все участники умели ходить на лыжах. И пр. и пр.

У Скотта же - как у новичка зелёного всё: поиск каждого склада - это ПОИСК, потому что гурии стоят далеко друг от друга, плохо видны, а склад низок и обозначен одним флажком, который плохо видно, лыжами, кроме самого Скотта, пользоваться никто не умеет и не желал учиться, основной расчёт в тягловой силе - на самих себя (люди большую часть пути тащили сани). Плюс комбинация из собак, мотосаней и лошадей... это вообще песня. Одни мотосани утопили еще при разгрузке, оставшиеся вышли из строя в первые двое суток использования, часть лошадей передохла ещё в пути на корабле, оставшиеся дохли на пути к полюсу (пурга и холод их убивали наравне с большими грузами и тем, что они под собственным весом проваливались в снег), собаками управлять толком никто не умел, заботиться о них - тоже, но при этом Скотт упорно отвергал использование собак на Южном полюсе. Т.е. вместо того, чтобы признать, что он не использует собак, потому что не умеет ими управлять, он просто списал их со счета - ими нельзя пользоваться, потому что они непригодны! Провианта у него - впритык (56 кг на человека против 590 кг на человека у Амундсена), топлива - впритык, времени - впритык (про цингу вообще молчу - заболели еще до того, как дошли, с их-то фирменным печеньем из муки высшего сорта и соды)...

Быстрые и легкие собаки, грамотное планирование и организация всего - вот залог успеха Амундсена. Он с шиком опередил Скотта, что до Скотта, то можно привести слова Амундсена на его счёт: "Англичане громко и открыто говорили миру, что в Антарктике лыжи и собак использовать нельзя, а меховая одежда — это ерунда. Посмотрим, посмотрим. Не хочу хвастаться — это не совсем в моём стиле... Но когда люди решают подвергать сомнению методы, которые сделали норвежцев лидерами полярных исследований, то есть лыжи и собак, приходит время разозлиться и показать миру, что мы, используя эти средства, добиваемся успеха благодаря расчёту и умению, а не слепой удаче". 

Изменено пользователем Чёрное небо
  • Нравится 6
  • Спасибо 7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Чёрное небо, спасибо, интересно написали. Да, некоторые организационные моменты экспедиции Скотта трудно объяснимы. В частности, не пойму, как им пришло в голову взять лошадей. Слава богу, опыт существования в условиях Крайнего Севера у англосаксов был уже немаленьким, уже отбушевала золотая лихорадка, и на ком в таких условиях ездят, тайной отнюдь не было. Что там с лошадью делать? А корм для неё где брать, с собой тащить?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, Санитар леса сказал:

@Чёрное небо, спасибо, интересно написали. Да, некоторые организационные моменты экспедиции Скотта трудно объяснимы. В частности, не пойму, как им пришло в голову взять лошадей. 

Обратимся к истории.

В 1901-1904 гг. прошла Британская антарктическая экспедиция, ее инициатором был К. Макрэм, президент Королевского географического общества. Он же тогда высказал мысль о том, что "Собаки полезны, когда они хорошо питаются; они лучше всего подходят эскимосам на гладком льду побережья Гренландии и сибирякам с их тяжёлыми снегами. Они также могут использоваться для коротких экскурсий по гладкому льду в арктических путешествиях. Для настоящей полярной работы они хуже, чем бесполезны, и их использование — это ужасная жестокость".

Под ужасной жестокостью имеется в виду сознательное, запланированное убийство собак как в пищу другим собакам, так и людям. Его пытались разубедить, в частности, известные полярники того времени (Кук, Пири, Нансен), что использование собак может и не гуманно по отношению к собакам, но ещё более негуманно (и даже глупо) будет отказаться от их использования и перегружать работой людей и рисковать их жизнями. Кроме того, он же заявил о том, что британцы могут обойтись без лыж, считая их не более чем модными штуками того времени. Опять же, опыт именитых полярников по их использованию, в т.ч. норвежцев, он отвергал.

Начальником экспедиции стал Роберт Скотт. Уже тогда он придерживался властных и деспотичных взглядов, и Макрэм его в этом полностью поддерживал, считая, что в экспедиции должны участвовать люди, привыкшие к дисциплине (беспрекословное подчинение младших по чину старшим, в частности - офицерам, начальнику). Если вы посмотрите на фотографии тех лет, связанных с экспедициями, где участвовал Скотт и сравните их с фотографиями Амундсена, вам в глаза сразу бросится деталь: Скотт всегда в центре. Если он за столом сидит, то - во главе стола, если они группой фотографируются - в центре группы и т.д. Более того, когда будете читать дневник Скотта о его экспедиции 1910-1912 гг., обратите внимание на то, как устроен его дом на базе: учёные, офицеры и он - отдельно, моряки, погонщики собак и смотрители за лошадьми (русские, кстати - Антон Омельченко и Дмитрией Геров) - отдельно. То есть отдельно - белая кость, отдельно - обслуга, но мы уклонились от разговора...

Возвращаясь к экспедиции 1901-1904 гг. Считая, что участниками экспедиции должны стать люди, привычные к дисциплине, ни о каких погонщиках собак и прочих "людей поля" речь не шла: брали только военных. Поэтому частниками стали: Ч. Ройдс, лейтенант Королевских ВМФ, А. Армитедж - лейтенант торгового флота, Э. Шеклтон (чтобы узаконить его присутствие, Макрэм зачислил его в резерв Королевских ВМФ). Рассказываю так подробно, чтобы понимать, на что делался упор в те годы и как важен был в экспедиции не опыт конкретного участника, а принадлежность его к армии в те годы Также были судовые врачи, механики и пр. персонал.

В качестве транспорта решено было использовать собак и аэростат, причем Скотт был противником собак, он уже тогда считал, что люди должны тащить сани сами, и взял собак только потому, что настаивал на этом А. Армитедж.

В 1902  несколько отрядов провели разведочные походы на материке. Тогда же вылезли все проблемы: из-за плохой одежды люди мёрзли; из-за того, что Скотт категорически запрещал убивать тюленей кроме как в научных целях, а взятый провиант (мясные консервы и лайм) не содержали витамина С (и вообще имели бедный витаминно-минеральный состав) вспыхнула цинга и лишь благодаря А. Армитеджу, который отменил приказ Скотта и начал заготовку тюленины, членам экспедиции стало лучше, а то так бы все и скончались от цинги. Также были проблемы с передвижением (люди впрягали с сани вместе с собаками, что приводило к путанице и грызне), члены экипажа страдали от обморожений и пр. и пр.

2 ноября 1902 года Скотт, Шеклтон и Уилсон выступили на юг вместе со всеми оставшимися в живых собаками. Только не имя опыта обращения с собаками, им заготовили плохой корм, плюс сильно перенагружали сани, плюс не умели собаками вообще управлять, поэтому собаки плохо тащили сани, во время экспедиции умудрились сорваться и сожрать часть тюленины (которую Скотт взял, вынужденный признать, что иначе цинга доканает всех), плюс неверно было рассчитано количество провианта и его калорийность, тюленье мясо быстро закончилось, остальной провиант тоже... если интересно - можете почитать, подробности того, как они голодали весьма любопытны, как и того, как они страдали от снежной слепоты, от тяжести грузов и пр.

Я лишь резюмирую: до полюса не дошли, им удалось достичь 82 градусов южной широты, после чего они, крайне истощённые, повернули назад. 3 февраля 1903 года они вернулись на корабль, впрочем, вернулись - громко сказано. Еле дошли. 

Всё это я описываю, чтобы вы имели представление о том, что Скотт в 1910-1912 году не впервые оказался в Антарктике, у него уже был опыт, а, значит, и была возможность пересмотреть свои взгляды на все, включая транспорт, одежду, провиант и прочее.

Но вернемся к лошадям. Вы спрашивали, почему им пришло в голову использовать лошадей? А потому, что в 1907-1909 году Шеклтон, уже без Скотта, предпринял попытку достигнуть Южного полюса и в качестве тягловой силы использовал лошадей и автомобиль. Автомобиль показал свою непригодность (колеса буксовали в рыхлом снегу, плюс двигатель отказывал на морозе), а лошади передохли частично еще на корабле, частично - на материке на базе от того, что наелись песку. Он выступил в итоге с 4-мя лошадьми, но лошади проваливались в рыхлый снег, они мерзли и т.д., и в итоге большую часть пути команда тащила сани сама, пешком. Она существенно продвинулась - до 88 градусов, однако в итоге вынуждена была повернуть. И опять прежние проблемы: снежная слепота, наверно рассчитано количество и качество пищи, и как итог - жестокий голод весь обратный путь.  Подробно об этом можно почитать в его дневнике - Э. Шеклтон "В сердце Антарктики".

Кстати, сам Шеклотон решил использовать лошадей, так как опирался на опыт экспедиции Фредерика Джексона и Альфреда Хармсворта (1894-1897), на Землю Франца-Иосифа.

 

Изменено пользователем Чёрное небо
  • Нравится 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И снова о гибельной экспедиции 1910-1912 гг.

Экспедицию Скотта на Южный полюс, не смотря что заявленной целью у неё было именно достижение Южного полюса, чтобы ославить Британию и самого Скотта в частности, во многом носила научный характер: был проведён целый комплекс гляциологических, метеорологических наблюдений, Уилсон изучил пингвинов (в частности вопрос размножения),  Поттинг - фотограф сделал великое множество фотографий, было собрано множество геологических образцов (их вес утяжелял и без того тяжёлые сани, однако группа Скотта не рассталась с ними до самого конца, продолжая тащить с собой, тем самым уменьшая свои шансы на спасение и пр. 

С научной точки зрения было сделано много и тем сильнее в глаза бросается совершенно бестолковая организация экспедиции и её план. Скотт не был дилетантом, у него за плечами уже был как собственный антарктический опыт, так и опыт предшественников, однако он упорно отказывался принимать их в расчёт. Даже в своей последней экспедиции он не делал ставки на лошадей, собак и мотосани - это были лишь вспомогательные виды транспорта! При том, что опыт экспедиций предыдущих лет давал понять:  тащить сани в Антарктике людям крайне тяжело, они быстро выбиваются из сил, а достигнуть Южного полюса - это и вовсе непосильная задача. 

Следует также отметить, что в последний момент, уже на пути к полюсу, Скотт принял решение включить в группу, которая должна достичь полюса, пятого члена - Боуэрса, хотя изначально всё было рассчитано на четверых: количество лыж, место в палатке, даже еда! И это при том, что он сам в своём же дневнике гораздо ранее упоминает о том, что они начали расходовать запасы, предназначенные для следующего склада, раньше времени! Т.е. уже налицо, что пищи не хватает, и чем дальше они продвигаются к полюсу - тем чаще звучит его беспокойство на счёт того, хватит ли им провианта и звучат фразы о том, что тех пайков. - полных, не урезанных - им не хватает ("пищи нужно бы побольше"), и он все равно принимает решение не отослать Боуэрса назад, в последней вспомогательной партией, а включить в свою.

И последнее его письмо, в котором он, умирая, объясняет причины гибели своей экспедиции, в этом плане очень показательно. Даже в нём Скотт не думает винить себя, свою плохую подготовку. Он объясняет провал экстремальными морозами (только если возьмём в руки книгу Амундсена, то выяснится, что Амундсен столкнулся с точно такими же морозами, просто экипирован был лучше и потому не мерз), пургой (то, что он сам не заложил даже нескольких лишних дней в свой график на случай внезапной остановки - об этом тишина, тогда как вспомним Амундсена: остановка собакам в 1-2 дня каждые несколько дней, плюс 4 дня заложено на случай непогоды и пр. - т.е. человек не строил график впритык, а с запасом все рассчитывал и закладывал около двух недель на случай возможных задержек) и т.д. 

Вообще у тех, кто впервые читает дневник Скотта, часто складывается впечатление, что человеку действительно не повезло: если бы не пурга, если бы не экстремально холодная зима... 

И именно поэтому я крайне рекомендую читать Скотта в паре с Амундсеном, если хватит сил - обязательно ещё и Шеклтона. И окунуться в историю - посмотреть, что было до экспедиции Скотта. И тогда всплывет удивительная подробность: Амундсен никогда до этого не бывал в Антарктиде, кроме того, он шёл по незнакомому маршруту - до него этим путём не шёл никто.

Маршрут Скотта до ледника Бирдмора был разведан Шеклтоном, сам Скотт до этого бывал в Антарктиде, у Скотта была уйма возможностей грамотно всё спланировать и организовать.

 

Изменено пользователем Чёрное небо
  • Нравится 4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То есть, получается, что свой собственный отрицательный опыт никакой роли не сыграл и ошибки не были учтены? Очень странно для людей, которые, вообще-то, не в бирюльки играть собирались, а подписывались на более чем серьёзное дело.

И ещё один момент - почему, когда ещё на пути туда становится ясно, что что-то пошло не так и многие расчёты не оправдываются, руководитель не принимал решения прекратить предприятие, повернуть назад, пока ещё не поздно и люди живы? Значит, пресловутые амбиции берут верх?

Интересно, чем они кормили лошадей, и чем собирались их кормить по продвижении от побережья в центр материка.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Санитар леса, в качестве корма лошадям давали спрессованное сено, отруби и жмых, причём весь этот фураж также увеличивал вес груза, причём лошади потребляли много больше корма, чем собаки, так что я б сказала, что львиную долю груза составлял именно фураж для лошадей.

Амбиции, да, думаю здесь сыграли роль. Иначе как ещё объяснить упорный отказ Скотта использование опыта норвежцев (использование собак, меховой одежды, лыж), а также опыта Шеклтона и своего собственного, и то, что он продолжал идти к полюсу, даже когда уже появились первые звоночки (упал темп продвижения, выяснилось, что их рационы слишком малы - ещё до того, когда запасы пищи стали иссякать) и пр. и пр.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
37 минут назад, Чёрное небо сказал:

@Санитар леса, в качестве корма лошадям давали спрессованное сено, отруби и жмых, причём весь этот фураж также увеличивал вес груза, причём лошади потребляли много больше корма, чем собаки, так что я б сказала, что львиную долю груза составлял именно фураж для лошадей.

 

Естественно. Я просто знаю, сколько ест лошадь. Поэтому использование в полевых экстремальных условиях лошадей целесообразно именно там, где у них есть возможность добывать подножный корм - свежую траву или, в крайнем случае, копать жухлую траву из-под снега (тебеневать). Причём к тебенёвке способны далеко не все породы лошадей. А с собой можно брать только немного питательных добавок к лошадиной пище.

А тащить полный рацион лошади на себе - это просто безумие.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подскажите, что лучше начать читать Скотта или Адмундсена.

Болела за Амундсена, когда читала про него. Потом читала про Скотта, в Вики и ваши сообщения.  Ужас просто. Как он так погубил экспедицию и такая страшная смерть. 

Скачала их дневники посоветуйте с чего начать. 

Изменено пользователем О-Юми

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, О-Юми сказал:

Подскажите, что лучше начать читать Скотта или Адмундсена.

Смотрите, последовательность попыток покорить Южный полюс такова:

1901-1904 гг., Скотт, Шеклтон, Уилсон пытаются покорить Южный полюс, доходят до 82 градусов. 

1907-1909 гг. Шеклтон пытается покорить Южный полюс, без Скотта, доходит до 88 градусов.

1910-1912 гг. - параллельно две экспедиции: экспедиция команды Скотта и экспедиция команды Амундсена, обе команды доходят до полюса, но команда Скотта погибает на обратном пути, команда Амундсена в полном составе возвращается.

Соответственно, если начинать с самого начала - то лучше начать с Э. Шеклтона "В сердце Антарктики", в которой будут описаны события экспедиции 1907-1909 гг.

Затем уже - взяться за дневник Скотта, который описывает события 1910-1912 гг., т.к. изначально в 1901-1904 гг. Шеклтон работал под началом Скотта и со Скоттом же предпринял первую попытку достигнуть полюса. Когда прочтёте Шеклтона, будете потом читать Скотта и сравните ошибки, допущенные Скоттом, так как планируя экспедицию 1910-1912 гг., Скотт во многом ориентировался на Шеклтона: шел его путем, исходя из его опыта рассчитывал провиант, одежду, транспорт и пр. и пр.

И после Скотта уже - прочесть книгу Амундсена, посвященная 1910-1912 гг. Сравните со Скоттом: атмосферу на корабле, на материке, посмотрите, как Амундсен всё распланировал, чего и сколько взял и пр. и пр., особенно посмотрите, как он пишет о собаках и сравните, как о них же отзывается Скотт, и как Скотт пишет о лошадях. 

== 

Мало кто знает, но девиз, начертанный на флаге экспедиции Скотта 1901-1904 гг. гласил: "В собачьих упряжках не нуждаемся".

Изменено пользователем Чёрное небо
  • Спасибо 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

×