Перейти к контенту
Откровения. Форум "Моей Семьи"
bibi

Г. Белых, Л. Пантелеев "Республика ШКИД"; П. Ольховский, К. Евстафьев "Последняя гимназия"

Recommended Posts

43 минуты назад, bibi сказал:

Если бы не эти двое воспитанников Пантелеев и Белых - о нем бы вообще никто не знал в масштабе страны, за пределами Питерского наробраза.

Возможно.

43 минуты назад, bibi сказал:

Педагогическими удачами он не прославился, единственное учебное заведение, которое ему вверили, развалилось.

Или развалилИ? Если брать изначальный принцип, когда Викниксор сам отбирал учеников после личных бесед и начинал с ними работу именно по своей методике, то потом ему в ШКИД начали массово присылать всех, кого можно. Вырожденцев, судя по "Последней гимназии". То есть, как я писала, чистота эксперимента подверглась именно побочным факторам. Плюс я вижу, что здесь же фактор времени играет большую роль. Как-то и читатели, и, скорее всего, чиновники тех лет результатов ждали мгновенных. Вошел в ШКИД трудный ребенок - через год уже должен быть образец советского гражданина. Увы и ах. Судя по тому, что универсальной подобной методики нет до сих пор и детей, что домашних, что трудных, продолжают воспитывать всю жизнь, то и Макаренко тоже не образец педагогического идеала. И колонии с трудными подростками никуда не делись.

Тут дело в том, на мой взгляд, что влияние на педагогическую науку России оказали оба. Только Сороку-Росинского начинают сейчас как-то из забвения выводить. А чистого воспитания по Макаренко уже тоже нет. Оно трансформировалось, адаптировалось во что-то другое. Опять же факторы добавились: гуманность (Викниксоооор!) попробуй перетрудить трудного подростка! Ага... Тут же налетят журналисты и прочие фонды по борьбе за права пингвинов в Сахаре.

Я не считаю, что ШКИД должен был продолжать работать в последний год ее жизнеописания. Это уже колония была. Чистая колония уголовников. Как Эланлюм там не изнасиловали и всех педагогов не поубивали я не понимаю. Несправедливо на мой взгляд верить только взгляду детей, написавших книгу. Так как писали они только о себе таких крутых и фартовых. Поленом воспитателя побили. Все окна перебили. Магазин обнесли. И побузили! А весь воспитательный процесс опущен до незначительных упоминаний. Про десять уроков, про самоуправление, про разряды. Вы уверены, что Викниксор только иногда вдруг, можно сказать внезапно, заходил с абсолютно бредовыми идеями, а все остальное время только сидел в своей квартире: Я - нет. Работал, беседовал, воспитывал. Только это бы он написал, если бы писал историю школы. А авторы - писали о себе. Они процесс действия школы изнутри не видели и не знали.

1 час назад, bibi сказал:

Кто-то из учеников (кажется, уже из "домашних") вспоминал его с благодарностью?

Да. А кто-то и Макаренко критиковал из его учеников)))

1 час назад, bibi сказал:

Ведь он их отправил не дальше учиться, а на улицу, в никуда.

У Пантелеева мать была. И у многих других воспитанников. Только они не хотели идти домой, а когда их выгоняли из такой плохой и ужасной ШКИДы тащились назад. Почему? Потому что там была еда, тепло и нормальное отношение.

 

1 час назад, bibi сказал:

Если бы не книга - ни та, ни другой о Викниксоре даже не узнали бы.

Уверены? Первый год его школу курировала Лилина. Вторая жена Зиновьева. Она в книге упоминается. Викниксор ездил на конференции, выступал с докладами, печатался. Он был достаточно известен.

  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 минуты назад, Аагаша сказал:

Разве этим детям газеты нужны были?

И газеты тоже

НО главное для того времени, этим детям (юношам) надо было войти в жизнь, уметь жить среди людей, кормить себя и своих близких. У Макаренко получилось, у ВикНикСора - нет! Увы, он не дал своим воспитанникам самого главного, дела в руки. А воровать они и без него умели.

  • Нравится 2
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Ирго сказал:

Или развалилИ? Если брать изначальный принцип, когда Викниксор сам отбирал учеников после личных бесед и начинал с ними работу именно по своей методике, то потом ему в ШКИД начали массово присылать всех, кого можно.

Ну, я не думаю, что здесь был какой-то злой умысел. ШКИДа - не частная школа, где директор сам, какие захочет, правила устанавливает, и сам отбирает учащихся. Он работал на государство, а только что созданное советское государство захлебывалось от беспризорщины. Если всем заведующим детдомами и приемниками позволить выбирать (а чем они хуже Викниксора?) - кто будет остальных воспитывать? Всеобуч есть всеобуч.

10 минут назад, Ирго сказал:

Тут дело в том, на мой взгляд, что влияние на педагогическую науку России оказали оба. Только Сороку-Росинского начинают сейчас как-то из забвения выводить.

Да ну... где оно там, это его влияние? Это уж он так со своими принципами хорошо лег в нынешнюю концепцию образования, которая, кстати, особых успехов по-прежнему не демонстрирует.

11 минут назад, Ирго сказал:

Да. А кто-то и Макаренко критиковал из его учеников

Разве? Кто именно? Я такого не помню. Чиновники - да, сильно его не любили. Если бы не "крыша" НКВД - сожрали бы. Впрочем, все равно сожрали.

15 минут назад, Ирго сказал:

У Пантелеева мать была. И у многих других воспитанников. Только они не хотели идти домой, а когда их выгоняли из такой плохой и ужасной ШКИДы тащились назад. Почему? Потому что там была еда, тепло и нормальное отношение.

Не все и тащились. И в итоге все равно все так или иначе ушли, большинство на улицу. Они же не "домашние" уже дети были, возвращались, потому что там привычная жизнь, товарищи. Еда - да, тепло - да. Работать не надо. А вот отношение... Не к Викниксору они возвращались, а к товарищам своим.

18 минут назад, Ирго сказал:

Уверены? Первый год его школу курировала Лилина. Вторая жена Зиновьева. Она в книге упоминается. Викниксор ездил на конференции, выступал с докладами, печатался. Он был достаточно известен.

Ну кто такая Лилина? Это уровень петроградского наробраза. Потом в Москву переехала, работала в Наркомпросе, это уже позже, после закрытия ШКИДы. И уровень Викниксора был петроградский. Он что, один на тех конференциях выступал? Один печатался? И кто из тех людей, что вместе с ним выступали, что тогда печатались во множестве, ибо новое государство было открыто экспериментам, реально оказал влияние на педагогическую науку? Кого мы знаем и помним? Вот именно. Если бы не книга Пантелеева и Белых...

  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Крикуша сказал:

И газеты тоже

Ага. "Хлеба нет, кушайте пирожные".

Я когда 12 лет читала  меня прям корежило от этих газет.

Ё, что в школе, что тут: какой сакральный смысл они несут, почему взрослым так важно запихать туда детей?

Единственное объяснение (думала я 12летняя) - отличное наглядное выражение "это все наши дети. Сами!". 

Информации на 5 минут, работы масса ( на пару человека-вечеров минимум), сплошная показуха, непрофессионализм , ненавижу.

Думала я (благополучная девочка без проблем с мелкой моторикой и умением рисовать). Как же к этому относились педагогически запущенные мальчики, могу себе представить.

Давно выросла, кстати, но так и не встретила людей, которые получают от этого удовольствие (профессиональные  методисты и волонтеры несчитово. Кто там знает, как они к этому относятся на самом деле).

15 минут назад, Крикуша сказал:

Увы, он не дал своим воспитанникам самого главного, дела в руки. А воровать они и без него умели.

Вот! Зато хватило ума  старших мальчиков в лавку устраивать. В Питере! В котором тогда чуть не в единственном промышленность была.

 

35 минут назад, Ирго сказал:
1 час назад, bibi сказал:

Ведь он их отправил не дальше учиться, а на улицу, в никуда.

У Пантелеева мать была. И у многих других воспитанников. Только они не хотели идти домой, а когда их выгоняли из такой плохой и ужасной ШКИДы тащились назад. Почему? Потому что там была еда, тепло и нормальное отношение.

Ой, нет.

Они в детдом не из семьи попали (кто-то из семьи, от голодухи, но это мало).

Если бы они могли в семью вернуться , они б не оказались в детдоме.

Они в детдом попали, потому что ни семья, ни общество с ними не справились. Они были угрозой обществу и самим себе на улице.

А он их опять туда. Воровать, замерзать, убивать. Дохнуть на улице.

А им лет все больше. И за шалости, за которые журили и за парту усаживали, по достижении определенного возраста и расстрелять могли.

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Аагаша сказал:

Думала я (благополучная девочка без проблем с мелкой моторикой и умением рисовать). Как же к этому относились педагогически запущенные мальчики, могу себе представить.

Так не заставляли же их. Это было недолгое время повальным увлечением в школе, когда газеты выходили по числу учеников. Быстро надоело, впоследствии занимались самые увлеченные.

Хотя, конечно, будь у них хоть какое-нибудь полезное и интересное занятие в свободное от учебы время - они бы так не увлеклись. Так ведь не было... После десяти уроков - карты и безделье. Юнком потом, судя по всему, что-то пытался делать. Клуб там, настольные игры, доклады...

Изменено пользователем bibi
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 минут назад, Аагаша сказал:

Ага. "Хлеба нет, кушайте пирожные".

Они же её не из-под палки делали, только не уберегли (к вопросу об отношении, не сберегли даже то что сами делали) и охладели к выпуску.

16 минут назад, Аагаша сказал:

Зато хватило ума  старших мальчиков в лавку устраивать. В Питере!

Я Булгакова позже прочла, но ВикНикСор у меня четко с Преображенским ассоциировался: "Я не люблю пролетариат!"

 

16 минут назад, Аагаша сказал:

Если бы они могли в семью вернуться , они б не оказались в детдоме.

Пантелеева мама в ШКиДу привела, не мог мальчик после своих злоключений спокойно жить в семье, те методы которые тогда применяли при воспитании детей, на него не действовали, а других мама не знала.

Не зря же у всех детей есть "диагноз" - дефективный.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, Крикуша сказал:

Пантелеева мама в ШКиДу привела, не мог мальчик после своих злоключений спокойно жить в семье, те методы которые тогда применяли при воспитании детей, на него не действовали, а других мама не знала.

Его комиссия туда направила, после того, как его, выгнанного из школы, поймали за вывинчиванием в парадных электрических лампочек. Мама сопроводила просто до ворот. Но да, она с ним совершенно не справлялась.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, bibi сказал:

Мама сопроводила просто до ворот. Но да, она с ним совершенно не справлялась.

Хотя он всегда о них помнил и "бежал" домой... Я про "Ленька Пантелеев"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Крикуша сказал:

Хотя он всегда о них помнил и "бежал" домой... Я про "Ленька Пантелеев"

Да, я тоже про "Ленька Пантелеев". Хотя поносило его по стране знатно, прежде чем он до Петрограда добрался. Впрочем, тогда многие с такими биографиями были. Я, под влиянием нашей беседы, начала еще перечитывать "Ленька Охнарь". Страшно там написано о беспризорщине. Без сглаживания и умалчивания.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, bibi сказал:

Ну кто такая Лилина?

Ну началось... Да кто такой Викниксор? Кто такая Лилина? Да что там он за педагог? Да кто его знал? Чтобы через сто лет-то не спросить такое?

31 научный труд так-то у Сороки-Росинского в багаже. А не одна художественная книжка "Республика ШКИД" и продолжение в виде "Гимназии". И не все Викниксору дали печатать при жизни, основное после 1991-го. А кто бы знал Макаренко, если он не напечатался? И, кстати, я считаю, что он поступил гениальнейшим образом сам написав "Педагогическую поэму" не ожидая никаких Белых и Пантелеевых. Превентивная мера. И вполне возможно именно на основании того, что сам был свидетелем действия "Республики ШКИД" и "Последней гимназии". 

Диссертаций по теме деятельности Сороки-Росинского море. Начиная, правда, с 1990-х. Публикации о его жизни начинаются, увы, после его трагической гибели. Ничего удивительного, рядовая история. Но многие исследователи именно отмечают, что во время становления советской школы после Революции было два титана педагогики - Макаренко и Сорока-Росинский. И "всешкольная" мама - Крупская. Макаренко умер и для Крупской уже угрозы не представлял. Его сделали образцом педагогики. То, как это было сделано, мы с вами прекрасно почитали у Вигдоровой, когда Калабалин, не постесняюсь этого выражения, просто офигел от того, что Макаренко сделали Учителем. И еще и Семену пригрозили, что не дадут извращать идеи Антона Семеновича. Те самые люди, которые Макаренко гноили.

Актуальна ли сейчас его система? И да, и нет. Как и методика Сороки-Росинского. И труд должен быть в воспитании, и гуманность. И коллектив, и индивидуальность. И ремесло, и творчество.

Сейчас, читая принципы педагогики Сороки-Росинского я практически все вижу в современной школьной программе. На деле это происходит не всегда гладко. Но и Макаренко сейчас не пройдет. "Ударить можно, унизить нельзя". И в тюрьму. К сожалению, сейчас учителям ничего нельзя... Хотя иногда даже мне хочется отдубасить кого-то из детей.

Время расставляет все по своим местам. Не такой уж Викниксор никчемный. Повторюсь: книги считаю написанными однобоко, только с позиции детей, что изрядно подпортило Виктору Николаевичу жизнь. Плюс стечение обстоятельств, которое, кстати, не только в педагогике 20-х и позднее дел наворотило. Таких ученых, которые через много лет только становились известными и их труды начали оценивать не с точки зрения "бездарный провал", а объективно - полно. Генетика, социология, психоанализ и тому подобное.

Я его педагогической деятельностью впечатлена. 

Изменено пользователем Ирго
  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Ирго сказал:

Время расставляет все по своим местам. Не такой уж Викниксор никчемный

Может быть, он ошибся во времени, не "те" дети ему попались, или он хороший теоретик, его программы можно (наверное) применять и работать по ним, но тогда в 20-х годах у него не получилось. 

Я сейчас смотрела биографию Пантелеева "Республика ШКиД" вышла когда автору было 19!!! Следующее по силе произведение "Пакет" выходит когда автору 25...

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Крикуша сказал:

не "те" дети ему попались, или он хороший теоретик, его программы можно (наверное) применять и работать по ним, но тогда в 20-х годах у него не получилось. 

Вот только что хотела то же самое написать,  вы опередили.  Он - теоретик. Сферические дети в сферической школе прекрасно реализовали бы свои творческие способности. Выучили бы языки. писали бы истории, короче - всесторонне развитая личность. Чем зарабатывать потом на хлеб? Высокоинтеллектуальной профессией.

Но там были 20-е годы. Никакой связи с реальностью.

Изменено пользователем Жизнь продолжается
  • Нравится 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Крикуша сказал:

Может быть, он ошибся во времени, не "те" дети ему попались, или он хороший теоретик, его программы можно (наверное) применять и работать по ним, но тогда в 20-х годах у него не получилось. 

Ну я так и писала где-то в начале.

Цитата

Так что Викниксор был даже очень талантлив в педагогике. Только резок и скор во внедрении, как я понимаю. Возможно от этого и не был принят и понят в то время. 

Те дети или не те уж не знаю... Важно то, что он сам термин "дефективные дети" отрицал. Считал, что к каждому нужен индивидуальный подход и развитие именно того творческого потенциала, который не дает ребенку стать обычным. На это упор делал.

Ну вот я и говорю... Сейчас это, наоборот, уже нарицательным становится: он у нас индивидуальность!!! Он очень творческий!!! Только развивают не в туда)))

Собственно, какое счастье, что я не педагог. Это я и после нашей игры по Вигдоровой думала, и сейчас. Нет уж... Сизифов труд и грязи вагоны. А тут в еще более глубокую сферу люди шли работать. С трудными подростками. :blink:

  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 минут назад, Ирго сказал:

Ну началось... Да кто такой Викниксор? Кто такая Лилина?

Я к тому, что Лилина и сама известна тем, что жена Зиновьева, а не как наробразовский деятель на то время губернского уровня.

21 минуту назад, Ирго сказал:

31 научный труд так-то у Сороки-Росинского в багаже. А не одна художественная книжка "Республика ШКИД" и продолжение в виде "Гимназии".

Однако именно эта художественная книжка, написанная, по сути, вчерашними подростками, создала ему известность не в Петрограде, а во всей стране. И ладно бы, память краткосрочную... С учетом того, что книга стала классикой, переиздавалась несчетное количество раз и читаема по сей день - она ему создала известность и в грядущих поколениях. Ну правда, неужели вы думаете, что кто-нибудь, кроме очень узких специалистов по истории педагогики (может быть, даже более конкретно - по истории советской педагогики двадцатых годов) вспомнил бы его имя сто лет спустя, если бы не "Республика ШКИД"?

28 минут назад, Ирго сказал:

Публикации о его жизни начинаются, увы, после его трагической гибели.

Я, по правде говоря, удивляюсь, что он не был репрессирован после войны. С учетом того, что его жена ушла с немцами. Но что его на этом основании зажимали, проверяли и работать не давали - совершенно не исключаю.

30 минут назад, Ирго сказал:

Диссертаций по теме деятельности Сороки-Росинского море.

Потому что известный. Мало кому интересно забытые и неизвестные имена воскрешать. Но известен он стал опять благодаря кому? Замкнутый круг получается.

34 минуты назад, Ирго сказал:

Но многие исследователи именно отмечают, что во время становления советской школы после Революции было два титана педагогики - Макаренко и Сорока-Росинский.

Это они совсем уже несправедливо. Я с ходу назову фамилии людей, которые значительно больше подходят под определение "титана педагогики", чем Сорока-Росинский - Блонский, Шацкий, Выготский, Каптерев, Вентцель. Они не были героями художественных книг, но в педагогической науке их имена вписаны золотыми буквами.

43 минуты назад, Ирго сказал:

Я его педагогической деятельностью впечатлена. 

Я - нет. Но не будем спорить, каждый имеет право на свое мнение. Когда-то мне нравилось фантазировать, что могло бы получиться из его воспитанников, попади они в руки Макаренко... Но что не случилось - то не случилось. Да и питерская шпана несколько отличалась от украинских босяков... Более развитые, более грамотные, в то же время более циничные и испорченные... Страшно улица корежила детские судьбы...

34 минуты назад, Ирго сказал:

Важно то, что он сам термин "дефективные дети" отрицал. Считал, что к каждому нужен индивидуальный подход и развитие именно того творческого потенциала, который не дает ребенку стать обычным. На это упор делал.

Кстати, Макаренко тоже этот термин отрицал, считал чушью. Но он перевоспитывал коллективом и трудом, а не индивидуальным подходом. И что важно - отлично получилось.

35 минут назад, Ирго сказал:

Собственно, какое счастье, что я не педагог. Это я и после нашей игры по Вигдоровой думала, и сейчас. Нет уж... Сизифов труд и грязи вагоны. А тут в еще более глубокую сферу люди шли работать. С трудными подростками.

Чудовищно неблагодарный труд. Я и сама из педагогики дезертировала. А тут сын решил, что педагогика - его призвание... Рву на себе волосы...

  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
44 минуты назад, Ирго сказал:

Важно то, что он сам термин "дефективные дети" отрицал. Считал, что к каждому нужен индивидуальный подход и развитие именно того творческого потенциала, который не дает ребенку стать обычным. На это упор делал.

Но эта школа, в той действительности обречена, её время придет лет через 40/50

 

44 минуты назад, Ирго сказал:

Только развивают не в туда)))

Если честно я не заметила у ВикНикСора развитие "втуда", потому как загрузит ребенка учебой, это прекрасно, но жить подростку тоже надо и гуманитарий еще как-то адаптируется, а технарь в психушку загремит.

8 минут назад, bibi сказал:

Но он перевоспитывал коллективом и трудом, а не индивидуальным подходом. И что важно - отлично получилось.

Он их окунал в среду в которой они просто начинали жить, редко кто не писывался. 

Между прочим девочки из колонии выходили замуж, рожали детей и жили потом обычной жизнью советских женщин, без "прошлого", а это много.

  • Нравится 1
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, bibi сказал:

Так не заставляли же их.

Не заставлял. Так и занимались этим единицы, этим всегда занимаются единицы, у остальных зубы сводит  от одной фразы: " А давайте заметочку...".

Вот мальчики с задатками журналистов И оттянулись  с газетой, чего уж это так сильно переоценивать, достижение,

 

43 минуты назад, Ирго сказал:

Те дети или не те уж не знаю... Важно то, что он сам термин "дефективные дети" отрицал

Так они и не были дефективными, чего уж скрывать?

Сплошь мальчики, отбившиеся от рук. Еврейский мальчик, сын казачьего офицера, ребенок потомственного алкоголика, совершеннолетних (но сказал, что 15) преступник... Что у них общего, кроме времени.

Наверное среди них были и дефективные. Но пытаться хоть кого из них вернуть на путь истинный развитием творческого начала?  Серьезно?

48 минут назад, Ирго сказал:

Считал, что к каждому нужен индивидуальный подход и развитие именно того творческого потенциала, который не дает ребенку стать обычным. На это упор делал.

О каком индивидуальном подходе Может идти речь в детдом?

Меня эти речи о индивидуальном подходе убивают. "Мальчику просто нужен индивидуальный подход".

Конечно нужен!

А кому-то он не нужен? Кто-нибудь, когда-нибудь встречал человека, которому индивидуальный подход противопоказан? Вот правда, удивляет меня такой подход  воспитанию (перевоспитанию). Прям ,Америку открыли.

Где его взять только В условиях детдома?

5 часов назад, Ирго сказал:

Несправедливо на мой взгляд верить только взгляду детей, написавших книгу.

А кто им верит ?

Первые мальчики в восторге (это взрослый читатель сомневается), вторые ненавидят (предвзятость налицо).

С каким удовольствием во второй книге описан эпизод, когда Янкель зашел в детдом, директор радостно бросился навстречу, а выпускник оскорбил его.

Сам не видел, но с удовольствием пересказал эпизод, ища подтверждение.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Аагаша сказал:

Сплошь мальчики, отбившиеся от рук. Еврейский мальчик

Это Янкель-то? Гриша Белых из семьи многодетной прачки? Какой же он еврейский мальчик? За внешнюю похожесть прозвище получил.

6 минут назад, Аагаша сказал:

С каким удовольствием во второй книге описан эпизод, когда Янкель зашел в детдом, директор радостно бросился навстречу, а выпускник оскорбил его.

Это не Янкель, это Костя Финкельштейн, наверное, был. Впоследствии - журналист, военный корреспондент в войну, погиб на фронте. Настоящая фамилия - Лихтенштейн.

Изменено пользователем bibi

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Записала свои первые впечатления после прочтения этих книг:

  Когда в предисловии я узнала, что книга была написана совсем молоденькими авторами, то подумала, что читать будет скучно, язык книги не понравится своей сухостью. Но ничего подобного, написано очень хорошо, читать интересно. 

  Вообще-то книга поразительна своими противоречиями и удивительными фактами:  воспитанники воюют с учителями, некоторых даже бьют, но в то же время выпускают газеты и журналы, кино своё делали, очень талантливы. Воровство, хулиганство и благородство... Время видно такое было, ведь Школа основана в 1920 году, а книга написана в 1926 году, и какая книга!


 "Последняя гимназия" же совсем не понравилась, и написана хуже и директор неумный, не справляющийся с учениками. Написана она была на волне критики этой Школы, как бы в струю попала.

  • Нравится 2
  • Повышение репутации 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, bibi сказал:

Это Янкель-то? Гриша Белых из семьи многодетной прачки? К

Нене, Фенкельштейн. (А кто еще мог носить такую фамилию?)

Я к тому, что все эти мальчики, получив в семьях очень разный посыл (от "не опозорь" до "давай выпьем") пошли очень криминальным путем. Будь живы их папы, большинства бы там не было.

И их пытаться "вытянуть " рисованием и игрой на духовых?

Я вот когда читала, думала... книга ж написана взрослыми мальчиками.

Сильными, большими, абсолютно социализированными. Они могут за себя постоять, легко находят друзей. Они спокойно идут в драку, они не боятся боли, их невозможно изнасиловать.

А ведь там же были и другие. Вот описание "безвременья" во второй книге, когда там периодически появлялись новые дети, исчезали, опять новые, опять крадут...

Представляете, каково там было жить маленьким?

А директор, которого все ждут (в ожидании бунта) приехал и заперся в своей комнате с маменькой!

Помните, как воспитанникам неожиданно пришла в голову мысль книги продать (ага, "неожиданно". А что словари надо брать, а Пушкина не надо, они отлично знают), а сторож их застал нечаянно.

И так смешно спрятался в подсобку. С точки зрения воспитанников смешно, мы-то понимаем, что порезать могли.

А кладовка, которую выносили при каждом побеге?

Я в своем детстве принимала, что это происходит от того, что никто и не охраняет. Потому что небезопасно ночью по коридору шариться, пусть несут,жизнь дороже.

А как взрослая я могу точно сказать, что когда кладовку выносят воспитанники при каждом побеге, то можно дать гарантию , что днем оттуда взрослые прут все, что не приколочено.

Страшное место был этот детдом, жуткое, упаси туда было попасть слабому и маленькому.

Уверена, что и бежали оттуда в том числе и потому, что на улице безопаснее.

И я просто не понимаю, как можно серьезно рассматривать директора как практика?

Да, каким-то сферическим детям, в какую-то сферическую пору, возможно, и подошел бы метод творческого развития (Имхо. Аутикам, к примеру. Развились бы? Отлично! Преподавателя ударили (сбежали)? Тоже прогресс! Нет реакции? Ну...хуже ж не стало).

Но творчески развивать криминальных подростков? Это на каждого подростка один взрослый нужен! Ну... или половина, не поймите буквально.

  • Нравится 4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, Аагаша сказал:

Нене, Фенкельштейн. (А кто еще мог носить такую фамилию?)

Ну, Костя Финкельштейн вроде в криминале замечен не был. Вообще не очень понятно, как и за что он в эту школу попал, но, как мне помнится, он был из числа "приходящих" учеников, то есть жил дома и приходил только на уроки. И, насколько мне помнится, он там был изображен в образе такого тихого умника-ботаника...

4 минуты назад, Аагаша сказал:

Уверена, что и бежали оттуда в том числе и потому, что на улице безопаснее.

Вот сейчас, перечитывая "Леньку Охнаря", я вовсе не уверена, что на улице безопаснее. Но место не слишком благополучное, да.

Вот еще вспомнила успешного в плане трудового перевоспитания беспризорников педагога - Погребинский, создатель и руководитель Болшевской коммуны. Помните фильм "Путевка в жизнь"? Он ведь еще раньше, чем Макаренко свою коммуну имени Дзержинского с заводом ФЭД, отгрохал со своими беспризорниками огромную фабрику.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Аагаша сказал:

Я вот когда читала, думала... книга ж написана взрослыми мальчиками.

Если про "Республику", то 19 лет... Взрослый? А все свои "приключения" Пантелеев испытал от 11 до 13 лет... Взрослый? Из школы ушел "вникуда" в 15 лет... Взрослый?

1 час назад, Аагаша сказал:

Представляете, каково там было жить маленьким?

Представляю, в Республике это хорошо описано, когда старшие жрали пайки младших и не задумывались, что маленькие голодают.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад, bibi сказал:

Вообще не очень понятно, как и за что он в эту школу попал, но, как мне помнится, он был из числа "приходящих" учеников, то есть жил дома и приходил только на уроки. И, насколько мне помнится, он там был изображен в образе такого тихого умника-ботаника...

Да уж не для усиления педсостава. Несомненно, криминал.

Просто кто-то там мог быть клинический вырожденец, кто-то мог быть совершеннллетний, это описано в обоих книгах. А кто-то вот такой, "почти интеллигент".

Вы только представьте себе, по какой причине совершеннолетний амбал, не отягощенный интеллектом, будет говорить, что ему 15? Уж точно не для того, чтоб поучиться в школе хоть еще чуть-чуть.

Убил кого-то, не иначе.

И этого человека можно развить творчески?

Максимум, что можно сделать для него, это дать хоть какую-то специальность, чтоб у него шанс был. Вдруг он передумает, вдруг решит плотником быть, а не вором?

Вот это индивидуальный подход.

15 часов назад, bibi сказал:

Вот еще вспомнила успешного в плане трудового перевоспитания беспризорников педагога - Погребинский,

Вот.

А про развивать творчески и про опередил свое время , так "Дьявол в деталях".

Не для двадцатых такие методы были. Но тогда, на волне новаторства, какой только швали и в каких только областях не повылазило.

Сорока-Росинский не такой, он талантливый и добра детям хотел. Несомненно.

Только благими намерениями дорога сами знаете куда выложена (что-то я сегодня ходячий цитатник).

Перечитывала недавно "Ночевала тучка золотая". Не такой там был директор. Не творческий. Не надеялись на него дети, не любили.

Но после нападения бандитов и гибели воспитанников остался от него холмик с фанерной табличкой. Потому что он был с ними. Получилось, что до конца был.

А этот приехал, буза, ну что буза, заперся у себя и не видно, не слышно его.

А преподавателям там каково было?

Не, если ты крепкий учитель физкультуры, то , конечно, "Дети, не шалите "(с).

А если ты спелая учительница немецкого? Каково было по ночам дежурить?

Ой, лучше б он продолжал методички писать, такой директор! 

13 часов назад, Крикуша сказал:

Если про "Республику", то 19 лет... Взрослый? А все свои "приключения" Пантелеев испытал от 11 до 13 лет... Взрослый? Из школы ушел "вникуда" в 15 лет... Взрослый?

Взрослый. Казачьи корни, папино  воспитание, абсолютная социализированность, умение выходить из кризиса, высокий интеллект, отсутствие зависимостей, высокий болевой порог.

Он 1908 года, он папу только в 1919 потерял.

Поэтому в 15 в детдоме он взрослый. По сравнению с 11-летним (1912 года рождения), который мог без призора уже в 5 лет остаться.

13 часов назад, Крикуша сказал:

Представляю, в Республике это хорошо описано, когда старшие жрали пайки младших и не задумывались, что маленькие голодают.

Хорошие, развитые мальчики об этом пишут. Делали и не задумывались.

Что же делали с ними (и тоже не задумывались) плохие мальчики. Реальные вырожденцы. Они книг не пишут, о их поступках в уголовных делах пишется.

А директор "закрылся"...

  • Нравится 1
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 минуты назад, Аагаша сказал:

Только благими намерениями дорога сами знаете куда выложена (что-то я сегодня ходячий цитатник).

Да. В то время его идеи были убийственны. Все проверяется практикой, практика показала,  что Викниксор был плохим педагогом, потому что он не видел живых. реальных детей,  а витал в своих мечтах.

Примерно как Руссо)

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
30 минут назад, Аагаша сказал:

Он 1908 года, он папу только в 1919 потерял.

В 1916. А бросил семью и уехал он двумя годами раньше, когда Алексею было шесть лет.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, bibi сказал:

В 1916. А бросил семью и уехал он двумя годами раньше, когда Алексею было шесть лет.

Да? В биографии было в одиннадцать лет.

Если он его с шести не видел, с чего ему иметь те воспоминания, что он имел?

Да и казачий офицер, который бросил семью это не устои вовсе, и почему четырнадцатый год?

Прям, все на войну, а он налево?

1 час назад, Жизнь продолжается сказал:

Да. В то время его идеи были убийственны

Так если обобщить, то революция и есть сплошные убийственные идеи.

Вот и попытался реализоваться очередной фанатик. Зато из хороших побуждений.

Изменено пользователем Аагаша

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

×