Перейти к контенту
Откровения. Форум "Моей Семьи"

Recommended Posts

1 минуту назад, Мадж сказал:

А с другой стороны - вы будете излагать ребенку ВСЕ историографические теории? А оно вот ему надо? Или одну выберете?

Буду. Меня не удовлетворяет уровень объяснения в школе что поход Олега на каганат это в целях расширения русских земель. Я не хочу, чтобы ребенок запомнил это как факт. Или что его поход на Византию прямо офигеть какое событие и удар по самолюбию тамошних императоров (нет). 

3 минуты назад, Мадж сказал:

В школьном учебнике у неё есть конкретные даты, в серьезной литературе - их множество (знаю минимум три варианта начала, ну и заканчивается у кого как - от 1613 до 1619 гг.) И у каждого автора свой резон.

 Точно так же как с Крещением Руси. Я расскажу основные приближенные теории, но конечно "в контрольной напиши ту, что в учебнике". 
 

5 минут назад, Археоптерикс сказал:

И лишь у нас: пока не помрешь - классиком не станешь.

Но, как ведется в святой Руси, сколько поэта не возноси, его высь иже в небеси, ну а тело в земле. (с)

2 минуты назад, bibi сказал:

Однако соглашусь, в программу зря воткнули.

Много хороших вещей совершенно зря воткнули в программу и только испортили их и уменьшили им аудиторию. 
 

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
27 минут назад, bibi сказал:

Речь шла о советской школе, где начальная школа была трехлетней.

Так я в советской школе и училась в началке, 4 года.

26 минут назад, Вилли Вонка сказал:

Так я писала про СССР. Вы же не 40 лет в СССР учились в 4-5 классе? )

Так и я про СССР, в 1988 году пошла в 1 класс.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, bibi сказал:

Путешествия и приключения Гулливера в адаптированном варианте ребенку интересны, а вникать во взрослые смыслы ему и не надо.

И далеко не каждый взрослый поймёт неадаптированного "Гулливера". Это сатира, очень ядовитая, чтобы в ней разобраться полностью надо очень хорошо знать историю Англии  начала 18 века. Свифт вообще-то надеялся, что издание романа поможет молодым дворянам искоренить общественные пороки, но после публикации книги пришёл к выводу, что человечество невозможно исправить.

Короче, эту вещь иначе чем в адаптированном варианте лучше и не читать.

55 минут назад, Археоптерикс сказал:

И вопрос: почему бы не заменить "Хоббита" "Гарри Поттером"?

А зачем? Я, к примеру, и то и другое обожаю.

 

11 минут назад, 13 медведей сказал:

Кто во взрослом возрасте сходу вспомнит, кто такой Баратынский, Дельвиг? 

Ну я. И Веневитинова, кстати, вспомню, и Дениса Давыдова. И стихи очень красивые. При этом  я не славист ни разу.

  • Нравится 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Верхотура сказал:

Так и я про СССР, в 1988 году пошла в 1 класс.

В разные годы были разные учебники. 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, bibi сказал:

Каким образом? Наличием премии? Видимо, Марк Твен провинился тем, что до премии Астрид Линдгрен умер...

Нет. Но его реалии сильно отличаются от реалий современного мира. У читателей нет сопереживания его героям, они половину сюжета просто не понимают. То есть книгу надо объяснять, работать с ней, а не давать для самостоятельного чтения ребенку. Ну читают дети "Тома Сойера", и мои читали, и что? 

Вот вы говорите со своей точки зрения, а я общаюсь с детьми и подростками, я в этом году ездила на встречи не только в Москве и области, но и в Пензу, Владимир, Тверь, Воронеж, Ульяновск, общалась с педагогами, библиотекарями. Нужно менять систему. Книга и так проигрывает интернету, а с такими списками у нее шансов совсем нет. 

Взрослые почему-то не читают целыми днями любимую классику, почему-то. А чем дети хуже? 

  • Нравится 4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, Шампурик сказал:

мой список чёткий.. Что нужно прочитать, и ни одного современного автора.

Да. И это странно. Я обычно видела другие списки, где некоторое место уделялось и современным авторам. Но чтобы вот прямо не по возрасту - этого в вашем списке нет. Бедненький, вообще говоря, список. И принцип подбора произведений не очень понятен.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, Пума Марковна сказал:

А зачем? Я, к примеру, и то и другое обожаю.

Или дать возможность выбора. 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Верхотура сказал:

Так и я про СССР, в 1988 году пошла в 1 класс.

Ну, это уже реформы начались, шестилеток стали брать, началку четырехлетнюю делать. Это уже почти не СССР.

4 минуты назад, Пума Марковна сказал:

Ну я. И Веневитинова, кстати, вспомню, и Дениса Давыдова. И стихи очень красивые. При этом  я не славист ни разу.

Но вы тем не менее филолог. И я вспомню. Ну, так филфак не пропьешь...

4 минуты назад, Археоптерикс сказал:

Взрослые почему-то не читают целыми днями любимую классику, почему-то. А чем дети хуже? 

Ничем не хуже. И в чтении их никто не ограничивает. Прочли обязательное - пусть сколько хотят читают современных. Если детям лень читать и они свое чтение ограничивают обязательными списками, а сверх программы книжку даже в руки не возьмут - почему им надо в этом потакать? Они желают развлекательного чтения - давайте облегчим бедным деткам жизнь, в классику же надо вникать, думать надо... Если каждое поколение будет только современных авторов читать - скоренько забудем всех от Шекспира начиная. Да и современники, за которых вы ратуете, будут только для одного поколения.

  • Нравится 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Пума Марковна сказал:

Короче, эту вещь иначе чем в адаптированном варианте лучше и не читать.

В адаптированном виде это уже вовсе не та вещь. 

6 минут назад, Археоптерикс сказал:

Ну читают дети "Тома Сойера", и мои читали, и что? 

В наше время он воспринимался лучше, так как все же была какая-то общественная подготовка. Нам вон в первом классе про ядерную кнопку у Хуссейна задвинули, США еще не решили с этим,  а простая советская учительница - сразу, в 1989-м.  Поэтому и эти рассказы про "красные башмачки" тоже были понятны. 

9 минут назад, bibi сказал:

Я обычно видела другие списки


https://infourok.ru/spisok-knig-na-leto-pri-perehode-v-klass-shkola-rossii-1971898.html

"Д.В. Григорович «Гуттаперчивый мальчик»" - авторская орфография сохранена.  По мне, довольно жестокая вещь. 
С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» - наверняка в урезанном варианте, где у книги совершенно другой смысл, нежели приключенческого учебника по географии. Прочла полную книгу в взрослом возрасте и получила массу удовольствия. 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, 13 медведей сказал:

В адаптированном виде это уже вовсе не та вещь. 

Да всё в адаптации не те вещи..

У меня сын читает полные версии всего. 

И я понимаю, что это не по возрасту. 

В чем прикол адаптивных вариантов? Чтобы просто знали о чем речь?

Изменено пользователем Шампурик
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, bibi сказал:

Да и современники, за которых вы ратуете, будут только для одного поколения.

Да, для большинства книг это так. Ещё Стругацкие об этом писали.

3 минуты назад, bibi сказал:

.. Если каждое поколение будет только современных авторов читать - скоренько забудем всех от Шекспира начиная.

Не забудем. С 9-го класса как раз начинают читать классику для удовольствия. Они дорастают до нее в большинстве. А до того момента толка от прочтения - для считанных единиц. Вам легче, что кто-то мучается от сложных книг не по возрасту? Если изучать классику, того же "Князя Серебряного", то надо делать это параллельно с уроками истории, объяснять менталитет того времени. 

  • Повышение репутации 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, bibi сказал:

в классику же надо вникать, думать надо..

Стоп! Вы же выше пишете - чего там вникать-то? В хазар этих чертовых, в кавказскую войну, прочитали и так сойдет, получается. Главное герои, а контекст - да фиг с ним, "была война".

Список нужно ранжировать и соотносить  с другими дисциплинами, и тогда будет понятно почему посол на колу, а "татары", которые вовсе не татары имеют сложный гешефт за Жилина и почему они вообще татары и насколько обоснованно объяснение Толстого о том, что все горные народы они внезапно назвали татарами. Все встанет на свои места. 
 

  • Повышение репутации 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, 13 медведей сказал:

Точно так же как с Крещением Руси. Я расскажу основные приближенные теории, но конечно "в контрольной напиши ту, что в учебнике".

В принципе, можно и так. Меня правда интересует, что будете делать, когда закончится период, который вы хорошо знаете. Историография Петра насчитывает тысячи книг, наполеонистика - еще больше, даже Смута - сотни. А социально-экономическая  история, а история государства и права... К тому же  ведь есть еще и источниковедческий аспект... :music_whistling: Короче, я за умеренность :)

 Что касается Батюшкова, Дельвига и пр. Вот их я бы разве что упомянула, но Баратынский!!! Это же такое прекрасное чтение для подростков, которые только начинают учиться чувствовать и облекать свои чувства в слова!

Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе

Это же чудо!! Так же как и ранние стихи Ахматовой - это умение говорить про любовь, умение понимать себя и свои эмоции...

А уж Гумилев, я считаю, вообще прекрасный поэт для романтических подростков! Все эти Капитаны и Конквистадоры...

Вот честно, я считаю, что детям надо дать хотя бы представление, о том, что такие стихи есть. Кому-то зайдет, кому-то нет, но те, кто вырастет без этого всего, будет потом считать себя обделенным в юности, когда/если в более взрослом возрасте полюбит поэзию. 

  • Нравится 2
  • Повышение репутации 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, 13 медведей сказал:

С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» - наверняка в урезанном варианте, где у книги совершенно другой смысл, нежели приключенческого учебника по географии.

"Путешествие Нильса..." нам еще в 1 классе на внеклассном чтении читали. Мне надоело ждать продолжение, нашла дома книгу, прочла. Вот не знаю, полный это вариант или адаптированный, но воспринималось тогда как "приключенчское путешествие".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, Мадж сказал:

Меня правда интересует, что будете делать, когда закончится период, который вы хорошо знаете. Историография Петра насчитывает тысячи книг, наполеонистика - еще больше, даже Смута - сотни

Он уже закончился. Я знаю хорошо до 1066 г. -_- Вникаю дальше, поднимаю лекции и университетские учебники, гуглю источники, аудиокурсы. Вот на наполеонике сдамся, терпеть не могу уже эту эпоху.  Там уже все скучно и никакой романтики.  Но там и с источниками в разы проще, это вам не гобелен из Байе.  

9 минут назад, Мадж сказал:

и источниковедческий аспект..

Вот туда меня вообще лучше не пускать. 

8 минут назад, Верхотура сказал:

Вот не знаю, полный это вариант или адаптированный, но воспринималось тогда как "приключенчское путешествие".

Просто же изумительная книга! 

 

Изменено пользователем 13 медведей
  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 минут назад, 13 медведей сказал:

Стоп! Вы же выше пишете - чего там вникать-то? В хазар этих чертовых, в кавказскую войну, прочитали и так сойдет, получается. Главное герои, а контекст - да фиг с ним, "была война".

Вникать не в исторические тонкости, а в характеры героев, в конфликт произведения. То ли дело развлекалочки с яркими картинками.

22 минуты назад, 13 медведей сказал:

В наше время он воспринимался лучше, так как все же была какая-то общественная подготовка. Нам вон в первом классе про ядерную кнопку у Хуссейна задвинули, США еще не решили с этим,  а простая советская учительница - сразу, в 1989-м.

Нам не задвигали. Но и с Твеном сложностей не было. Хотя мы не сильно были ближе к тем реалиям, чем наши дети.

17 минут назад, Шампурик сказал:

В чем прикол адаптивных вариантов? Чтобы просто знали о чем речь?

Это интересно. Выше я писала про адаптированного Толкиена. Сын у меня чтением увлекся благодаря этим книгам.

17 минут назад, Археоптерикс сказал:

Не забудем. С 9-го класса как раз начинают читать классику для удовольствия.

Вот тебе раз! А куда денем классику для более младшего возраста? В помойку выбросим?

17 минут назад, Археоптерикс сказал:

С 9-го класса как раз начинают читать классику для удовольствия. Они дорастают до нее в большинстве.

Никуда они не дорастают, если с детства привыкли легковесные книжки для развлечения читать. Читателя в себе тоже воспитывать и тренировать надо. Как раз с детства...

17 минут назад, Археоптерикс сказал:

Вам легче, что кто-то мучается от сложных книг не по возрасту?

Я знаю, что многие дети от любой книжки мучаются... У поколения нечитавших родителей подрастают нечитающие дети - что вы хотите? Если в доме много книг и родители у ребенка читают - мучиться он не будет.

17 минут назад, Археоптерикс сказал:

Если изучать классику, того же "Князя Серебряного", то надо делать это параллельно с уроками истории, объяснять менталитет того времени. 

Вы читали "Свидетелей" Гурьян? В каком там классе рассказывают про Орлеанскую деву? А у десятилетних детей эта книга - взахлеб. И все им понятно. Хотя в программе ее и нет.

11 минут назад, Мадж сказал:

Это же такое прекрасное чтение для подростков, которые только начинают учиться чувствовать и облекать свои чувства в слова!

Там, кажется, он стоит в программе пятого класса? Это еще не совсем подростки, рановато.

Изменено пользователем bibi
  • Нравится 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, bibi сказал:

в конфликт произведения.

О, как можно понимать конфликт произведения без знания контекста??!  Да никак. "Кто эти люди и что они тут делают?!". 
Я читая какую-то новую книгу иной раз - из гугла не вылезаю. Чернобыль смотрела - точно так же не вылезала, откуда мне понять что происходит, если я не знаю даже что обозначает "РБМК". Ну и тут так же, в случае этого "Пленника". 

  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, 13 медведей сказал:

Ну и тут так же, в случае этого "Пленника". 

Не так же. Сейчас и я постоянно ныряю в поисковик для уточнения. А в детстве мне достаточно было информации, что на Кавказе воевали, зато судьба Жилина и Костылина и мотивы их поступков меня очень даже волновали.

  • Нравится 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, bibi сказал:

А куда денем классику для более младшего возраста? В помойку выбросим?

Уменьшим количество, а не выбросим. Тот же "Маленький принц" прекрасен до сердечного замирания. Как и для старшеклассников - "Мастер и Маргарита".

Или ту же классику изучать в совокупности с историей, географией - по типу проектов, а не для самостоятельного чтения. Вот тогда это будет интересно и понятно.

3 минуты назад, bibi сказал:

У поколения нечитавших родителей подрастают нечитающие дети - что вы хотите?

Они против почти всех книг. Как классиков, так и современников, потому что у них нет собственного опыта прочтения книг в детстве. Они ужасаются по любому поводу. Единственные книги, которые их устроят, это мимимишные книжки без конфликтов.

 

5 минут назад, bibi сказал:

Вы читали "Свидетелей" Гурьян? В каком там классе рассказывают про Орлеанскую деву? А у десятилетних детей эта книга - взахлеб. И все им понятно. Хотя в программе ее и нет.

Вот и включили бы. 

  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Археоптерикс сказал:

Вот и включили бы. 

У меня нет таких полномочий. Я бы с удовольствием. Хотя Гурьян и не современница.

1 минуту назад, Археоптерикс сказал:

Или ту же классику изучать в совокупности с историей, географией - по типу проектов, а не для самостоятельного чтения. Вот тогда это будет интересно и понятно.

Это как? Один читает, делает проект и докладывает классу краткое содержание? Ну, это точно не вариант.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Археоптерикс сказал:

Или ту же классику изучать в совокупности с историей, географией - по типу проектов,

Кстати в клятые 90-е у нас так и было. Если по музыке был Чайковский (условно), значит по истории был параграф культуры соответствующий времени, условно. Если была Древняя Русь, то по литературе речь шла о древнерусской. Поэтому меня удивляет, что сейчас это не так. 



 

  • Нравится 1
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, bibi сказал:

Это как? Один читает, делает проект и докладывает классу краткое содержание? Ну, это точно не вариант.

Нет, конечно. Совместная работа, направленная на изучение исторических и географических особенностей, совместное изучение текста, обсуждение. Сделать интересно, понятно. 

4 минуты назад, 13 медведей сказал:

Если по музыке был Чайковский (условно), значит по истории был параграф культуры соответствующий времени, условно. Если была Древняя Русь, то по литературе речь шла о древнерусской. Поэтому меня удивляет, что сейчас это не так. 

Меня тоже. Учиться же интересно, читать книги - тоже. Но ведь все сделано, чтобы это было не так. 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

23 минуты назад, 13 медведей сказал:

О, как можно понимать конфликт произведения без знания контекста??!  Да никак. "Кто эти люди и что они тут делают?!". 

Еще раз возвращаюсь к Вещему Олегу - эти стихи можно преспокойно понимать и без хазар, и без Византии, то бишь без исторического контекста. Главное в них - "В молчанье, рукой опершись на седло / С коня он слезает угрюмо". А вовсе не ареал обитания хазар (мимоходом упомянутых, кстати).  

В доказательство того, что иные стихи нормальны для детей даже без полного осознания контекста, сошлюсь еще и на Бруштейн ("Дорога уходит в даль"), когда она лет в шесть читает "Жил на свете рыцарь бедный" -  "Никто в зале не смеется. Пушкин — это Пушкин. И если не все понимают трагедию бедного рыцаря (я ведь и сама ее толком не понимаю!), то все чувствуют музыку пушкинского стиха."

А если копать с перебором, то тогда получается, что прежде, чем мы возьмемся за "Евгения Онегина", нам надо одолеть Руссо, Коттен, Крюденер и Ричардсона, а то как же мы это вот поймем? -

Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, —

А потом еще и Байрона, и сравнить сентиментализм с романтизмом, дабы оценить фразу "и новый мир открылся ей". Ну вот не стоит оно того, чтобы ТАК копать. Никому это не нужно, кроме специалистов по истории литературы. Вполне достаточно подстрочных примечаний.

29 минут назад, 13 медведей сказал:

Но там и с источниками в разы проще

- века до 16-го. А потом их становится слишком много. И чтобы понять, как работало Соборное Уложение, надо читать не только и не столько его, сколько судебные дела, потому что в законе одно, а в юридической практике у нас было другое, хе-хе (захихикала я мерзким смехом ;) ).

Изменено пользователем Мадж
  • Нравится 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
24 минуты назад, Мадж сказал:

А если копать с перебором, то тогда получается, что прежде, чем мы возьмемся за "Евгения Онегина", нам надо одолеть Руссо, Коттен, Крюденер и Ричардсона, а то как же мы это вот поймем? -

Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, —

А потом еще и Байрона, и сравнить сентиментализм с романтизмом, дабы оценить фразу "и новый мир открылся ей". Ну вот не стоит оно того, чтобы ТАК копать. Никому это не нужно, кроме специалистов по истории литературы. Вполне достаточно подстрочных примечаний.

Ну как сказать, чем больше знаешь - тем интереснее в итоге читать. 
А уж про страдания Вертера стоит рассказать - это уж совсем культурный маркер, который кстати встречается вроде не только у Пушкина. 

Но я в принципе не люблю поэзию, как таковую, поэтому Денис Давыдов это сначала Отечественная война 1812, а потом поэзия. 
 

Изменено пользователем 13 медведей

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, 13 медведей сказал:

чем больше знаешь - тем интереснее в итоге читать

Я не буду читать Ричардсона, чтобы понять эту строку. И Фоблаза не буду. И вообще из писателей 18 века мне нравятся считанные единицы. Я засну на 3-й странице у большинства этих шедевров мировой литературы. И не хочу, чтобы дети так засыпали. Я считаю, ребенку гораздо полезнее будут комментарии Лотмана, чем знакомство с оригиналами.

Вот тяга к аутентичности и желание запустить руку по локоть в академизм в отношении детей и подростков - мне совсем не нравится :( Чуть-чуть пережали - и вместо интереса и понимания мы получим от них ярлык "занудство и тоскотища". Для меня это страшнее, чем незнание контекста. (вот, сформулировала наконец свою незамысловатую мысль. А то как собака - глаза умные, а сказать не получается ;) )

  • Повышение репутации 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

×