Перейти к контенту
Откровения. Форум "Моей Семьи"
Пума Марковна

Мифологические существа в мировом искусстве

Recommended Posts

7 часов назад, Оляпка сказал:

Не, что с нечистью не все нормально, это я понимаю, но все-таки что-то с обратной стороны должно быть?!

Я так понимаю, что он полый (пустой внутри) со стороны спины. Типа лодки.

  • Спасибо 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Археоптерикс сказал:

Я так понимаю, что он полый (пустой внутри) со стороны спины. Типа лодки.

С Лешим тогда понятно, а убыр? Куда кушать?! Какое-то нерациональное устройство:g:

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, Оляпка сказал:

Куда кушать?! Какое-то нерациональное устройство

Должно быть страшно, а не рационально. :)

А прикиньте, если сшить сзади плечи - то вот, без спины.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 часов назад, Археоптерикс сказал:

Должно быть страшно, а не рационально. :)

А прикиньте, если сшить сзади плечи - то вот, без спины.

У нечисти поведенческие реакции заточены в основном на поиск и добычу пропитания. Страх конечно может парализовать жертву, а может и наоборот подстегнуть к спасению. У большинства авторов - нечисть имеет вполне обоснованое телосложение, все, чтоб поймать-задрать-сожрать.

( У Громыко, а может и не только, разновидность нечистиков (не вампиров) питающихся страхом жертвы, то есть напугать вполне достаточно. Но среднее между вампиром-оборотнем-демоном, пьющее кровь, все же не может довольствоваться просто страшным обликом)

Сшить плечи - это уже лапоть какой-то. Я б умерла - от смеха, может так и ловит :)

Изменено пользователем Оляпка
  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Оляпка сказал:

С Лешим тогда понятно, а убыр? Куда кушать?! Какое-то нерациональное устройство:g:

Убыр - это не вампир в чистом виде, хотя кровушку он тоже сосет. Вот что про него татарская мифология говорит:

Цитата

Убыр – это нечто среднее между вампиром, оборотнем и демоном. Являет собой душу самоубийцы, поселившуюся в теле колдуна. По ночам покидает телесную оболочку через отверстие в подмышке, превращаясь в огненный шар или животное. Шастает по селениям, ворует детей из утроб беременных, уносит скот, насылает на людей страшные болезни и сосет у них кровь… А когда колдун умирает, Убыр продолжает жить в его могиле, наводя ужас на людей. Считается, что уничтожить его можно, вбив в могилу кол из дуба. В некоторых сказках Убыр является в образе старухи – чем-то похожей на Бабу Ягу.

Да, татарская Баба-Яга - это убыр-карчык. И она мало чем отличается от нашей. А это классический убыр:

 

убыр.jpg

  • Спасибо 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 hour ago, bibi said:

А это классический убыр:

Не, это классический упырь. Это иллюстрация художника Бориса Забирохина к статье Упырь в книге М. Власовой "Новая абевега русских суеверий". Преподавала славянский фольклор много лет, картинка очень узнаваема.

  • Спасибо 1
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 минут назад, Мона Даль сказал:

Не, это классический упырь. Это иллюстрация художника Бориса Забирохина к статье Упырь в книге М. Власовой "Новая абевега русских суеверий". Преподавала славянский фольклор много лет, картинка очень узнаваема.

Да,  по всей видимости, вы правы. Картинку-то я вытащила с сайта татарской мифологии, вот и не подумала усомниться. К тому же сослепу мне показалось, что на могильной плите что-то арабское нацарапано. А сейчас присмотрелась - таки наше, юс большой совершенно отчетливо вижу. Прошу прощения за невольное введение в заблуждение.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 14.07.2018 в 23:16, Оляпка сказал:

С Лешим тогда понятно, а убыр? Куда кушать?! Какое-то нерациональное устройство:g:

Я вот решила перечитать повесть "Убыр". Насчет спины убыра я там ничего не встретила, но там еще был другой злой дух - албасты. У нее тоже спины нет. И описывается это так - что на спине у нее, вроде как, нет мяса и костей, поэтому видны гнилые легкие и сердце... Брррр... Возможно, у прочей нечисти без спины аналогичное устройство?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А есть еще и энергетические вампиры. Лярва (современное значение) - дух-паразит, присасывающийся к энергетическому полю человека.

Первоначальное значение. Ля́рва (лат. larvæ — привидение, изначально маска, личина, ср. с современным итал. larva — личинка или латинским же mascus — призрак) — в древнеримской мифологии душа (дух) умершего злого (по другим сведениям — молодого) человека, приносящая живым несчастья и смерть.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Археоптерикс сказал:

Ля́рва (лат. larvæ — привидение, изначально маска, личина, ср. с современным итал. larva — личинка или латинским же mascus — призрак) — в древнеримской мифологии душа (дух) умершего злого (по другим сведениям — молодого) человека, приносящая живым несчастья и смерть.

Римляне и ламий еще от древних греков унаследовали. Ламии пили кровушку и еще умели, подобно современным вампирам, пополнять свои ряды. Еще у древних римлян были эмпузы и лемуры. Эмпузы как раз сродни энергетическим вампирам, это суккубы, питающиеся жизненной силой соблазненных мужчин. А лемуры - души умерших, пьющие кровушку у живых людей.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, а у Пехова в "Под знаком мантикоры" ламии совсем другие! Благородные и преданные, если не ошибаюсь.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Пума Марковна сказал:

Интересно, а у Пехова в "Под знаком мантикоры" ламии совсем другие! Благородные и преданные, если не ошибаюсь.

Авторская фантазия. Вообще, ламии, если не ошибаюсь, во многих произведениях современных авторов присутствуют (ну, я так слышала, вообще я не очень насчет фантастики), но в большинстве - они таки вампиры и соблазнительницы. То есть сначала соблазняют, а потом свое черное дело делают. Как и у древних, собственно. А вот помните, у Ефремова в "Таис Афинской" - Эрис, она же, в бытность свою черной жрицей, ламией называлась. Черные жрицы - ламии.

Изменено пользователем bibi
  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итак, о предках русских вампиров.

Как тут уже говорилось, первым их упоминает Пушкин в "Песнях западных славян". А Песни западных славян - это авторизированные переводы из книги Проспера Мериме "Гузла" (сейчас стали переводить это название как "Гусли", но я пользуюсь тем, которое было в сочинениях Мериме 1960-х гг., т.к. советские переводчики и редакторы вызывают у меня больше доверия, чем нынешние).

Мериме свою "Гузлу" сочинил, пользуясь переводами на французский некоторых реальных песен и историй путешественников. Комментарии, которые он дает, по сути призваны добавить его тексту "достоверности", но они тоже - переработанная информация из других источников, а не голая выдумка.

Итак, про вампиров:

"В Иллирии, в Польше, в Венгрии, в Турции и в некоторых частях Германии вам бросили бы упрек в безверии и безнравственности, если бы вы стали публично отрицать существование вампиров.
Вампиром (по-иллирийски - вукодлак) называется мертвец, выходящий, обычно по ночам, из своей могилы, чтобы мучить живых. Часто он высасывает кровь из шеи, иногда же сжимает горло и душит до полусмерти. Те, кто погибает жертвой вампира, сами становятся после смерти вампирами. По-видимому, вампиры совершенно теряют всякое чувство привязанности к близким людям, ибо установлено, что они гораздо чаще мучат своих, друзей и родственников, чем посторонних.
Некоторые полагают, что человека делает вампиром божья кара, другие - что это проклятие рока. Наиболее распространено мнение, что еретики и отлученные от церкви, которых похоронили в освященной земле, не могут найти в ней покоя и мстят живым за свою муку.
Признаки вампиризма следующие: труп сохраняется дольше, чем обычно, - тогда, когда всякое другое тело разложилось бы; кровь не свертывается, члены тела сохраняют гибкость и т. д. Говорят также, что вампиры лежат в могиле с открытыми глазами, что ногти и волосы у них растут, как у живых. Иногда их можно узнать по тому, что из могил доносятся звуки, ибо они грызут все, что их окружает, даже свое собственное тело.
Самое обычное лекарство после первого нападения вампира - обмазать себе все тело и в особенности то место, из которого он сосал, кровью его жил, смешанной с землей, взятой с его могилы. Рана, которую находят на теле больного, представляет собой маленькое синеватое или красное пятнышко, похожее на след от укуса пиявки."
  • Нравится 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну что ж. По поручению модераторов рубрики продолжаю наш марафон :) На повестке дня - ОБОРОТНИ!

Как уверяет википедия, оборотень - это существо, способное временно менять свой облик магическим путём, превращаясь (оборачиваясь, перекидываясь) из человека в другое существо, растение или предмет, или наоборот.

Оборотни могли обладать этим даром (или проклятьем) с рождения, или получить его путем специальных знаний (колдуны), или получить его как наказание/проклятие от тех же колдунов или вышних сил.

Соответственно, оборотни делятся на две большие группы - те, кто оборачивается по собственному желанию, и те, кто делают это невольно, в соответствии со своей природой (есть даже термин ликантропия - от греческого волк+человек), чаще всего в определенное время суток (ночью, особенно на них влияют фазы луны). Первые обычно помнят свою человеческую сущность и являются, по сути, человеком в звериной шкуре. Вторые чаще не помнят человеческую ипостась будучи животным, а животную - будучи человеком.

Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др.

В европейской (в том числе славянской) мифологии наиболее частым является превращение человека в волка (отсюда вовкулаки, вервольфы и уже упоминавшиеся ликантропы). В китайской мифологии оборотни, в первую очередь - лисы.

Книг и фильмов с этими милыми зверушками множество, мифологические сюжеты я тоже не стала освещать подробно - так что ждем постов от знатоков и любителей оборотничества.

  • Нравится 3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 минут назад, Мадж сказал:

В китайской мифологии оборотни, в первую очередь - лисы.

В японской вроде бы тоже? Кицунэ, так, кажется? А еще у японцев оборотни - тануки. Только я так и не разобралась, енот это или енотовидная собака. Во всяком случае, оригинальный вид оборотня. И добродушный, насколько я понимаю.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, bibi сказал:

В японской вроде бы тоже?

Честно говоря - просто не знаю. Боюсь сказать однозначно, собственное это или заимствованное из Китая, т.к. китайская культура оказала огромное влияние на японскую (книжную, разумеется, а не народную).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, Мадж сказал:

Честно говоря - просто не знаю. Боюсь сказать однозначно, собственное это или заимствованное из Китая, т.к. китайская культура оказала огромное влияние на японскую (книжную, разумеется, а не народную).

Вероятно, заимствованное. Вот что Вики говорит:

Цитата

Надо отметить, что в японской мифологии произошло смешение коренных японских поверий, характеризовавших лису как атрибут бога Инари («Лис-посланник») и китайских, считавших лис оборотнями, родом, близким к демонам.

А вот оборотни-еноты есть ли у китайцев или это только японское?

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У моей любимой Громыко оборотни представлены в виде любителей поносить волчью шкурку со своеобразным чувством юмора - чего стоит проповедник, поддавшийся пагубной страсти, дабы починить крышу, позолотить оклады и лики обновить. А то как ж кубышку храмовую заполнить.

А красавица Шелена, промышляющая, благодаря молве благодарных недоограбленых (так то она воришек ловить помогала, но...) крестьян морковкой и ботвой

Но, это люди, перекидывавшиеся в волков. А так же есть и нечисть, перекидывающася в людей - хитрые, изворотливые, реально оценивающие ситуацию - нацыги.

Виенго у Пехова, не могу сказать оботень он или нет - изначально странное существо трансформируется в похожее на оленя, но тот олень отнюдь не безобидное травоядное. Так же он упоминает ругару - как опасного, не обладающего сознанием,  бывшего человека.

Из классики в википедии  упоминается мачеха панночки Гоголя из "Майской ночи". Но тут получается, что оборотнем можно назвать любого, кто превращается. Даже вампир в этой классификации считается оборотнем. 

 

Изменено пользователем Оляпка
  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
57 минут назад, Оляпка сказал:

Из классики в википедии  упоминается мачеха панночки Гоголя из "Майской ночи".

А мне из классики сразу почему-то вспомнился рыбник из "Уленшпигеля". Но он же не был настоящим оборотнем? Или был? Ей-богу, не помню, давно не перечитывала.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 минут назад, bibi сказал:

А мне из классики сразу почему-то вспомнился рыбник из "Уленшпигеля". Но он же не был настоящим оборотнем? Или был? Ей-богу, не помню, давно не перечитывала.

Липовый оборотень?

 

Загадочен жеводанский зверь - сколько версий, предположений и до сих пор не ясна природа этого существа.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Оляпка сказал:

Липовый оборотень?

Да, просто убийца и грабитель, который оставлял на жертве якобы укусы (по-моему, чем-то вроде вафельницы).

1 час назад, Оляпка сказал:

Даже вампир в этой классификации считается оборотнем. 

Да, википедия именно так трактует

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Оляпка сказал:

У моей любимой Громыко оборотни представлены в виде любителей поносить волчью шкурку

Что ж вы про женщин-вампиров-то забыли? :)

"Лереена как-то странно вывернула шею, судорожно дернула нижней челюстью, и та внезапно раздалась вперед и вширь, вовлекая в трансформацию всю голову, а за ней и тело. Зубы заострились и удлинились, руки неестественно вытянулись, белое платье истлевшими клоками осыпалось на пол. Ролар едва успел отскочить, как извивающаяся на алтаре тварь подняла красноглазую, клыкастую морду, сложила крылья вогнутой полусферой, вытянула шею и беззвучно завопила. Нас разметало по углам и прижало к полу, звуковая волна ударила по спине, как мешком с опилками. ...

– Что с ней такое? – заорала я, сама не услышав своего голоса. Но Лёну хватило мысли.

– Это вторая ипостась женщины-вампира! – придвинувшись, прокричал он мне в самое ухо. – Вместо волка у мужчин, но проявляется спонтанно и не поддается контролю!"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я про оборотней в детстве читала только в "Приключениях Эмиля из Леннеберги" Астрид Линдгрен, а потом у Стругацких про лисицу-кицунэ. Но мои самые любимые оборотни - у Пелевина в "Проблеме верволка в средней полосе". Там все расписано - и зов, и новые ощущения и восприятие окружающего мира после трансформации, и даже как и почему надо правильно выть на луну.

  • Нравится 1
  • Повышение репутации 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, Мадж сказал:

– Это вторая ипостась женщины-вампира! – придвинувшись, прокричал он мне в самое ухо. – Вместо волка у мужчин, но проявляется спонтанно и не поддается контролю!"

А ведь клялся и божился, что мышки - это просто мышки:no_1:

 

8 часов назад, Мона Даль сказал:

даже как и почему надо правильно выть на луну.

"...покосилась на небо... и не удержалась. Кольцом подвернула хвост вокруг плюхнутого в снег зада, поудобнее растопырила передние лапы, задрала морду и тихонько застонала, невесть на что жалуясь участливо склонившему рожки месяцу. За распевкой в небо стрельнул короткий стон-вскрик, оди, другой... и сменился протяжным, переливчатым воем."

<>

"Все сидели какие-то молчаливые, присмиревшие. И вовсю глазели на меня, словно впервые увидев.

-Что? - нарочито небрежно осведомилась я, отряхивая лапы от налипшего снега. - Никогда волчьего воя не слышали?

- Слышали, - после долгой паузы признался Верес. - Но... как-то уж больно проникновенно у тебя вышло... до костей пробрало."

<>

"... У меня прямо внутри все перевернулось, словно впервые луну увидел. И звезды, и бескрайнее небо, и... одиночество, и волчью тоску..."

                    "Верные враги" О. Громыко

" А я вот затосковала, впервые позавидовав оборотням. Плохо тебе, грустно - перекинулся зверем, выплеснул горе в шальном беге сквозььлесную чащобу, жалобном вое... ну, задрал там кого-нибудь, не без этого. Шляются тут всякие, под руку лезут... Зато утром весел и свеж, как огурчик, никаких проблем, никаких терзаний! Может и мне попробовать? Превращаться я, конечно, не умею, но если опуститься на четвереньки и...

-Уа-уууУ!!!"

<>

" Я сама неожидала такого эффекта - вой больше напоминал вопль, причем предсмертный"

"- Что это было?" <>" - Кто кричал?

- Гарпия, -угрюмо повторила я, - Пролетом..."

  "Ведьма-хранительница" О.Громыко

К слову, Шелена, будучи правильным оборотнем, способна разговаривать в волчьем облике. Лен, трансформируясь во вторую форму, не может, хотя мысли читать не перестает. 

У других писателей оборотень в звероформе либо общается телепатически, либо... молчит.

  • Нравится 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Оляпка сказал:

Лен, трансформируясь во вторую форму, не может, хотя мысли читать не перестает. 

С Леном там вообще хитро - пока он перекидывался по собственному желанию, он оставался человеком в волчьей шкуре (так же как и Ороен, например, в рассказе "Нелетописное"). А вот когда он превращается в волка после "чистой смерти", он - натуральный волк без всякого человеческого соображения. Тут надо еще добавить, что Лен - вампир, и его обращение после "чистой смерти" - это характерно именно для вампиров, у людей я такого не встречала (хотя, это может означать только мое невежество, а не то, что где-то такого нет).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

×