Как-то на почтовом конверте мне попался на глаза странный адрес: "г.Волгоград, территория хутор Кожзавод, дом №..." (привет "Населённым пунктам с нелепыми названиями", куда можно было бы отнести и это). Казалось бы: уж либо город, либо хутор. Но в наших краях стало возможно и такое.  После того, как прилегающие территории включили в состав Волгограда, чтобы сохранить за ним статус города с миллионным населением, где-то вдалеке от основного вытянутого на карте тела стали твориться такие несуразицы. И жители бывших хуторов и посёлков стали теперь горожанами. При этом проблем у людей стало ни меньше ни больше, а только "власть сменилась". Но когда население отрезано от этой самой власти ещё и физически...  В наших краях от основного русла Волги начинают отделяться протоки, которые потом или снова сливаются с самой рекой, или испещряют местность, меняя там наш степной климат и даря Волго-Ахтубинской пойме леса, болота и влажность. И вот крупная протока Воложка Куропатка, ненадолго уходя от материнского русла, образует с менее заметным Щучьим прораном самый большой речной остров в Европе (!) - Сарпинский. Сейчас там постоянно живёт около 800 жителей, а в дачные общества приезжают на выходные или на более долгий срок ещё больше людей: Казалось бы, можно попробовать обустроить эти места, создать там удобные проезды, как-то улучшить инфраструктуру. И такой вопрос поднимался. Но легко сказать, и не при нашей жизни. Остров живёт обособленно, на него нет и не может быть моста, и до недавнего времени люди были отрезаны от цивилизации. Потому что переправа, что связывала берега в нескольких местах, была нарушена, и выбраться куда-то было проблематично, если нет возможности уплыть самому.  И вот вся эта порядочная территория оказалась включена в состав Кировского района города. Островитяне, которые в шутку и всерьёз называли себя робинзонами, - теперь горожане! Оттого и появились такие нелепые адреса, как в начале сообщения, не говоря уже о дублировании названий улиц, если таковые имеются в хуторе, который нужно ещё найти на карте среди десятков проток и озёр.  Но вот лет 5 назад переправа опять была налажена, и легендарные старые теплоходы "Ом", оказавшиеся не у дел после отмены рейсов в Краснослободск в связи со строительством моста через Волгу чуть севернее приведённого куска карты, снова стали причаливать к неказистым пристаням и дебаркадерам. Причём рейсов на остров теперь даже много.  Повстречал я старую знакомую, с которой не виделся лет 10. Разговорились, и я вспомнил, что тогда она рассказывала, что у них есть дача на другой стороне острова Сарпинский. Я поведал, что люблю скромно путешествовать, и она сказала, что можно будет к ним туда зайти, если хочу. "Что ж!" - заметил я, потирая руки, а затем и сумку в предвкушении пути по не столь отдалённым местам, куда ещё не ступала нога путешественника.  Наметил пересечь этот остров пешком в походе одного дня и вернуться в город в другой пристани, что напротив давно выросшего района и хорошо видна с нашего берега.  "Вернуться в город..." Нет, повторю: идя по острову, я оставался в городе!  Зайдя на намеченную дачу на Щучьем проране, я потопал по уходящий трунтовке, которая затем стала изгибаться и петлять, огибая поляны и ерики (мелкие протоки). Я сверялся с перечерченной вручную с монитора схемой и смотрел вокруг, ожидая увидеть что-то интересное. Но нет: остров жил своей неприметной жизнью, и даже природа не радовала глаз. Не набрала она ещё там той пойменной насыщенности, что царит в глубине лесов и болот на настоящем другом берегу Волги. А может, ещё нынешнее жаркое и сухое лето повлияло: даже многие деревья высохли, а смородины на кустах так и не встретилось.  Особенно у песчаного берега со стороны полосы города, куда я вышел раньше, чем предполагал, картина своеобразная. Там, на речном перекате с наносами образуются длинные песчаные дюны, которые словно наваливаются на благодатную пропитанную почву, и где усеянные желудями дубы и прочие деревья если и умудряются прорасти, то их корни порой торчат из-под непрочных земли и песка, образуя нереальную структуру из сухих щупалец.  Я так и не нашёл историю названия хутора "Кожзавод".через который проходил по пути. Если там было когда-то (может, ещё во времена Царицына?) такое предприятие, то это довольно странно. Так или иначе, что в Кожзаводе, что в других хуторах там и сям стоит неисправная сельхозтехника или её части и встречаются заброшенные, полуразрушенные или вовсе разобранные строения. А ещё на острове было несколько турбаз, баз отдыха. Работало полноценное кафе у пристани, терраса которого теперь сиротливо укрывает ожидающих переправу пассажиров, если зайти на песчаный гребень, где она возвышается. Там были мостки и, судя по всему, переходящие даже в вышку для прыжков в воду. Теперь от всего только остатки.  Самое примечательное, хорошо поддерживаемое, даже красивое здание - школа необычного проекта, где также находятся фельдшерский пункт с амбулаторией и какие-то административные структуры, важные для всех бывших хуторов острова. А их по нему разбросано с десяток, и если пойти в другой его конец, можно долго не встретить ни одной машины на казалось бы наезженной грунтовой колее. А коли издали раздастся стрекотание мотора, постепенно перебивающее щебет птиц, то это окажется видавший виды мотороллер или мопед.  Когда ждал теплохода и немного плескался в Волге на дикой прибрежной полосе, где-то в третий раз за время пребывания на острове услышал рокот трактора. На этот раз он выкатился прямо на нанесённую за многие годы течением насыпь, а к нему были прикреплены балки, образующие прицеп, на котором стояла моторная лодка. И вот мужчина завёл трактор задним ходом в реку, спустил лодку на воду, а сам отъехал, снова натужно перевалив через плотную дюну. После этого они втроём - видимо, с женой и ребёнком под громкий звук мотора среди тамошней тишины отправились через Волгу в сам город. Картина была необычной: трактор не пахал, - нет, сельское хозяйство почти разрушено, а служил как тягач для моторной лодки, чтобы последнюю не хранить на воде.  На острове Сарпинский в некоторых озёрах водятся необычные для наших краёв животные: болотная черепаха, водяная крыса выхухоль... Озёра и протоки богаты рыбой. Потому на каждом рейсе теплохода можно встретить основательно снарядившихся рыбаков, которые хотят провести или уже провели пару дней и ночей в глубине Сарпинского с палаткой и снаряжением. Кроме местных жителей, дачников и отдыхающих в дикой природе, именно рыбаков переправляется туда немало.  А рейсов на остров сейчас так много, что на теплоходе закрыта за ненадобностью нижняя палуба с круглыми иллюминаторами повыше воды, и люди спокойно размещаются на более открытой верхней. Там на выпуклых дермантиновых сидениях - таких же мягких и одновременно неуклюжих, как были в памятных горожанам троллейбусах, под широко открытыми форточками, откуда веет речной свежестью и где солнце играет на водной ряби, ведутся неспешные разговоры о том-о сём. А старенький, но вновь оказавшийся востребованным теплоход "Ом-152", пропитанный внутри сыростью и потускневший от времени, тарахтит бодрячком и уверенно следует к пристани на другом берегу. И он может гордиться тем, что стал теперь одним из видов городского транспорта. Удивительный факт: после присоединения острова к Волгограду эти переправы стали городскими маршрутами, и на теплоход, кроме разовых билетов и билетов "туда и обратно", продаются месячные проездные, в том числе льготные, как на автобус, трамвай и троллейбус. Можно пройтись и вдоль "городского" берега острова, перебравшись туда на его южном крае, на Вязвой Гриве, после чего пройти километров 15, не теряя пытающийся скрыться за перелесками город из виду, и вернуться с пристани Бекетовский Перекат. В интеренете даже есть видео о подобном походе одного дня, совершённого молодёжью. Можно, но... увидим ли мы при этом что-то интересное? Судя по всему, вряд ли. Этот край земли у реки дорог только тем, кто до сих пор содержит живность в покосившемся личном подворье полупустых бывших хуторов, рубит дрова и пытается добыть пропитание, подолгу просиживая с удочкой на берегу одного из многочисленных озёр. 
    • Нравится
    3