Сейчас мне уже трудно вспомнить, с чего и когда начался мой интерес к советской опере. Кажется, училась я тогда в институте, и пошлО всё с Сергея Яковлевича Лемешева. Конечно, "Музыкальную историю" до того я видела неоднократно, но, наверное, очередной просмотр попал в цель.
Раздобыла в областной библиотеке книгу Лемешева "Путь к искусству" – и поняла, что напала на золотую жилу.
Нонеча не то, что давеча: на рубеже 1990-х и 2000-х кассеты и диски с записями в продаже были наперечёт, и приобретение каждого для меня было событием. Пришлось проложить тропу в консерваторию, и там за посильную даже для моего студенческого кошелька плату на аудиокассеты переписывали с пластинок советские оперы. Качество, конечно, было очень не очень, ну да выбирать не приходилось. Оттуда "Евгений Онегин" (1955), "Царская невеста", "Галька"; живые записи "Фра-Дьяволо" и "Травиаты" с Лемешевым...
Тогда же я обнаружила передачи "Опера для публики" и "Встреча с песней", и до сих пор у меня в кладовке лежит коробка с аудиокассетами: записанные по кусочкам оперы, оперные арии...
А ещё неподалёку от места моей работы находился "кинотеатр повторного фильма" – там я впервые увидела фильмы-оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Царская невеста", "Моцарт и Сальери", "Князь Игорь"...
Сколько же сейчас доступно из того, о чём лет 20 назад можно было только прочитать! В частности, вот – молодой Лемешев в расцвете внешних и вокальных данных:
https://www.youtube.com/watch?v=TbuHuhiXVZA
В общем, среди лирических теноров моим любимцем так и остался Лемешев, среди драматических – Нэлепп (второе место держит Анджапаридзе), среди колоратурных сопрано – Вера Фирсова (на втором месте – Галина Олейниченко)...