Jump to content
Откровения. Форум "Моей Семьи"
Di-anka

Культуру - детям! Дубиной по голове...

Recommended Posts

Сегодня на родительском собрании в колледже, где учится дочь, возникла небольшая дискуссия. Дело в том, что в колледже (колледж технический)существует культурная программа. В рамках этой программы - так называемая "филармония". Это нечто среднее между лекцией и концертом, рассказывают о музыке. Опера, оперетта, джаз и т.д. Посещение - во внеучебное время, добровольно-принудительное, т.к. администрация коллледжа требует, чтобы был полный зал. Поэтому от каждой группы посылают определенное количество человек.

Дочери нравится, говорит, очень интересно, ни одного концерта не пропустила. Но больше добровольцев не бывает, дети возмущаются, что их заставляют слушать эту ерунду.

Вот родители на собрании и возмутились, что это за принуждение, зачем это детям надо, они ведь будущие программисты, а не певцы. Меня удивила эта постановка вопроса. Ведь наши дети практически не слышат другой музыки, кроме той, что лезет с экрана телевизора, всякие фабрики звезд и т.п. Они не подозревают, что другая музыка существует! Такое от родителей прозвучало предубеждение против классики, что это никому не нужно, а детям - тем более. Я пыталась было возразить, что это надо для общего развития, дети должны знать, что существует на свете не только попса и русский шансон, но осталась одна при своем мнении. Остальные родители были убеждены, что если детям это неинтересно, то и головы забивать не стоит.

Вот шла я домой и думала, а можно ли любовь к искусству привить силой? Вспомнился пример из детства. Нас в школе заставляли ходить в театр, выдавали билеты. Спектакли были на тему Ленин в октябре, Ленин в шалаше и т.д. Это было скучно, неинтересно. Одноклассники на спектакле шумели, грызли семечки, а мне было стыдно. Не за одноклассников - я их могла понять, а за актеров, которые были вынуждены играть эту ерунду. После школы я долго не могла заставить себя пойти в театр - была убеждена, что там даже Ромео с Джульеттой комсомольцы и обличают язвы буржуазного общества. Сейчас-то я понимаю, что нам давали бесплатные билеты на обязательные в каждом репертуаре спектакли, которые не пользовались спросом, но тогда это совершенно отвратило меня от театра.

А как вы думаете, стоит ли заставлять детей любить искусство? Заставить любить что-то невозможно. Но чтобы что-то полюбить, надо хотя бы иметь представление об этом явлении. Но дети не хотят даже слышать об этом! Как быть?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как вы думаете, стоит ли заставлять детей любить искусство? Заставить любить что-то невозможно. Но чтобы что-то полюбить, надо хотя бы иметь представление об этом явлении. Но дети не хотят даже слышать об этом! Как быть?

Заставить любить искусство нельзя. Ведь искусство - это стиль жизни, культура, воспитание. А вы говорите

Такое от родителей прозвучало предубеждение против классики, что это никому не нужно, а детям - тем более.
Какие родители - такие и дети.

Любовь к искусству должна прививаться родителями с детства. А если дома все время звучит попса или шансон, то как же ребенок сможет воспринять классику!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какие родители - такие и дети.

Согласна полностью.

У нас на собрании решали, что детям дарить на окончание года, так многие мамочки выссказались против книг - потому что дома (цитирую) "у сына уже штук 20 книжек есть - куда еще-то". Долго я ржала втихоря - у моего только своих около 100, а я все покупаю - остановиться не могу.

А потом плачут - ребенок читать не любит.

Любовь к искусству должна прививаться родителями с детства. А если дома все время звучит попса или шансон, то как же ребенок сможет воспринять классику!!!

Но все-таки, если занятия необязательные, и тем более за доп. плату, то они и должны оставаться необязательными. А насильно в лучшую жизнь - это конечно по-нашенски, но не больно хорошо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какие родители - такие и дети.

Абсолютно верно.

Насильно все равно не заставите полюбить хорошую музыку. А вот опозориться на весь город - это пожалуйста. Припрутся на концерт с пивом, например.

А мне вспомнилось, как я в школе предложила организовать экскурсию в Золотые кладовые Эрмитажа. Так одна мама возмутилась - зачем сразу в Золотые, когда дети и Эрмитажа ни разу не видели! Ну, я, понятно дело, сразу заткнулась. Хорошо, что мы в этой школе всего полгода учились - после переезда до конца учебного года никуда больше не брали.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как вы думаете, стоит ли заставлять детей любить искусство? Заставить любить что-то невозможно. Но чтобы что-то полюбить, надо хотя бы иметь представление об этом явлении. Но дети не хотят даже слышать об этом! Как быть?

Как-как... заинтересовывать, вестимо... силой ничего не привьешь, это Вы совершенно справедливо заметили.

А вообще, так по-настоящему интересна классическая музыка, традиционное искусство, культура.... много ли кому?

Мало.

И не потому, что не знакомы. Из моего окружения многих знакомили, водили по музеям-театрам-консерваториям на концерты и выставки, но .... никто сейчас сам туда не ходит. В кино - ходят, на рок-концерты - ходят, а на органный концерт почему-то нет... g.gif

Ну да, для общего развития... но есть и смысл в таком развитии насильном? Много ли там разовьется - с семечками и болтовнёй, как это происходит на таких добровольно-принудительных мероприятиях?

Значит, нужно и впрямь от детей отстать.

Или насовсем, или сменить формат.

У нас вот есть сейчас два предмета в университете: философия и культурология. Одновременно идут. Проходим почти одно и тоже.

Но на философию ходят "на ура", бегут, хоть и последняя пара, шестая... а на культурологию приходят только сепаратно заняться своими делами, пожевать, поболтать, фигней пострадать.

А все потому, что философию ведет очень классный мужик. ОЧЕНЬ. Доступно излагает то, на чём можно сломать мозжечок, читая учебники или, не дай Боже, первоисточники.

А культурологию - постная барышня с томными глазами и мутными высококультурными сентенциями. blush.gif

Уметь надо...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насильно мил не будешь, так и с пристрастиями. И дело не том,что слушают дома, и чего не слушают. Это по моему от внутренней потребности данного человека. У меня в детстве дома никогда не слушали классическую музыку,

Моя мама никогда не прочитала ни одной на мой взгляд путной книги, и ничего живет нормально, ну если не надо ей это. Так что её насильно по филармониям водить и Чехова читать заставлять?

Кстати когда сидишь на концерте, а сзади тебя кто-то смачно чавкает, это просто отвратительно. Ну неужели дома пожрать нельзя ranting.gif

Это наверно те кого притащили насильно, да ещё культурными навыками человек не отягощён.

Так что на мой взгляд давно пора забыть совковую принудиловку и посещать

очаги культуры добровольно. thumb_yello.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

И дело не том,что слушают дома, и чего не слушают.

Дело именно в этом. Культура начинается с родителей. Пусть Ваша мама не ходила на классические концерты, но она смогла объяснить Вам то, что некрасиво есть, сидя на концерте. Это значит, что она была культурным человеком. Дети, как правило, перенимают все от родителей за редким исключением. И если мы с детства не привьем своим детям любовь к классике - этого никто уже не сможет привить. Они будут только потешаться над этим.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Aliska

Мне моя мама никогда не объясняла, что такое хорошо и что такое плохо.

Просто я книг много читала, и видимо с ваших слов я редкое исключение shiz.gif И моя дочка слушает абсолютно другую музыку и книги которые я читала в детстве и те которые читала дочь не всегда совпадают.

Я в свое время очень любила читать книгу "Трое в лодке не считая собаки"

а дочь не осилила. Так что каждый сам кузнец своего счастья. С уважением.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Культура начинается с родителей.

Мне моя мама никогда не объясняла, что такое хорошо и что такое плохо.

А ведь не обязательно объяснять. Можно просто пример правильный подавать. если в семье никто матом не ругается, пьяный не валяется, не дерется, я думаю, не придется ребенку объяснять, что ругаться, драться и пить - плохо.

Точно так же не нужно постоянно напоминать малышу "поздоровайся" или "скажи спасибо". просто сами всегда здоровайтесь и благодарите - не придется напоминать. Точно так же, если в семье книг никто не читает, не стоит ругать ребенка за то, что он тоже не читает.

У нас на даче была такая история. Мы снимали комнатку в Токсово, дом двухэтажный, весь сдавался, семей много, детей еще больше. кухня общая. Жили, кстати, очень дружно. Так вот, был среди детей такой мальчик, хороший, в принципе, парень, только здороваться никто его не научил, а лет ему уже 12. Ну, нам-то что, увижу его утром, скажу "доброе утро", он ответит. А к одной девочке дедушка приехал в гости - уж такой правильный, просто весь ходячая инструкция. Всем объяснил, что где должно стоять, кто когда должен пол мыть и так далее. Увидел этого мальчишку. Встал у него на пути, потом спрашивает внучку - Оля, а это кто? И прямо пальцем на него показывает. Оля уж не знает, куда деваться, а дед свое - это кто такой? почему он со мной не поздоровался? Ну, парень извинился, сказал, как его зовут, собрался уходить по добру по здорову. А дед все не унимается - я не понимаю, как так можно, что твоя мама думает, вот я с ней поговорю...

Всем, кто видел эту сцену, было стыдно. Не за мальчика, а за деда.

А он считает себя очень правильным и воспитанным, думает, что доброе дело сделал - молодежь на путь истинный наставил.

Это я к вопросу о насильственной культуре.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ухти--Тухти

Полностью с вами согласна. все должно показываться на собственном примере. Тогда ребенок воспринимает это, как само собой разумеещееся. А если мама начнет объяснять, что ругаться матом и курить плохо, а сама ругается и курит - тогда и дети будут делать тоже самое. Еще и маме потом скажут - ты же сама делаешь, а почему нам нельзя?

Так что каждый сам кузнец своего счастья.

Возможно это и так, но во взрослой жизни очень часто дают о себе знать навыки, усвоенные и привитые в детстве. И отойти от своих привычек порой бывает очень и очень сложно. И благо если еще круг общения будет хороший, а если нет???

Share this post


Link to post
Share on other sites

Когда я училась в музыкальной школе, нам давали бесплатные билеты на концерты.

Как-то приехал к нам в город (дело было в Казахстане) какой-то знаменитый саксофонист (к сожалению, не помню его имени) и всем в музыкалке раздавали билеты... Моя семья все хотели пойти, но, в итоге, папа и мама не смогли, пошли мы с братом...

В зале было вместе с нами - 6 человек!

Концерт долго не начинался, постоянно выглядывали устроители из-за кулис, ждали зрителей. Концерт прошел замечательно - я на всю жизнь запомнила...

С братом шли домой в молчании - до того было обидно, стыдно и неприятно за наших зрителей, неудобно перед музыкантом, который готовился, летел к нам в глушь (иначе не добраться), неужели он тоже подумал, что у нас в степи все такие необразованные и некультурные?

Запланировано было два концерта, но, точно знаю, после первого он улетел...

В школе тоже в добровольно-принудительном порядке водили... Поболтать, семечки пощелкать - раздолье... А ведь у нас в городе был замечательный оркестр с заслуженными музыкантами. А наша гимназия имела "встроенную" музыкальную школу, то есть все по окончании получали и музыкальное образование...

Как же стыдно...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вспомнилось...

В свое время я чуть-было не "подсела" на "Ласковый май" и прочее.

(это год примерно 89-91)

Так мой мудрый папа вовремя изъял все кассеты и пластинки с ласковыми маями и заменил это пластинками "Битлз", "Спэйс", "Жан-Мишель Жарр", "Машина времени", "Воскресенье", "Крематорий", насильно усадил меня слушать "Юнону и Авось", а мама потом сводила на одноименный спектакль, потом была сказка "Алиса в стране чудес" (помните, такая двойная пластинка, где Высоцкий еще пару песен пел?) .

Папа нашел-таки волну радио "Европа плюс Москва" и "Эм-радио" и по вечерам, в 20.00, я слушала программу "Презент", подсоединяла проводочком магнитофон к радио (импортные магнитофоны не ловили наши частоты, т.к. работали в других диапазонах) и записывала на кассету любимые песни, даже один раз отправила письмо с приветом для подруги и услышала его в эфире. Счастья было полные штаны.

А когда летом я поехала в пионерский лагерь, где основная масса детей были из актерско-режиссерско-балено-оперных семей, то вопрос о ласковых маях отпал сам собой. Там было просто не принять слушать попсу, народ слушал советский рок, на полном серьезе обсуждали "Ассу" и "Иглу", обменивались кассетами БГ и ДДТ, на дискотеках играла Мадонна, Шадэ, Erasure (в принципе все то, что крутилось по "Европе плюс") и... Depeche mode, коим давним и преданным поклонником я и являюсь с 1990 года...

Когда я привезла кассеты с ДМ, у папы гора с плеч свалилась. Он сказал: "Наконец-то мой ребенок поумнел и прекратил слушать всякую гадость". Наградой за это мне послужила поездка осенью с мамой в Германию, где как-раз проходила часть мирового тура ДМ...

Что ж, тоже уже почти классика

Я это вот к чему. Иногда надо насильно заставлять ребенка слушать хорошую музыку (классику не только инструментальную, но и классику рок-музыки, поп-музыки и т.д.), чтоб ребенок в далнейшем уже сам определился со своими музыкальными пристрастиями, не идя "с толпой" и как все друзья в его окружении, а именно самостоятельно сделал свой выбор, отличив качественное от низкопробного. Вполне возможно, что из всего диска понравится 1-2 вещи, но это уже огромный шаг, т.к. появится инерес к творчеству данного композитора. И лучше давать слушать не избитые и известные вещи, а что-то из менее известного. ИМХО.

То же самое с литературой. Мама вдалбливала мне, что "каждый интеллигентный человек должен прочитать 7 романов Тургенева". Если честно, все 7 ниасилил biggrin.gif . Мне Куприн больше по душе ... Но, читая Тургенева, мама для сравнения давала мне и Бунина, и Куприна, объясняя, что это "те же яйца, только в профиль, может, больше понравится".

Не надо боятся экспериментровать с художественными вкусами ребенка. Он интуитивна почувствует свое рано ил поздно.

А вот пресловутые "7 романов" и прочие составляющие классического "интеллигентного воспитания", согласна, надо просто заставить прочитать-послушать (хотя бы по диагонали), чтоб хотя бы иметь представление. А потом, с возрастом, ребенок уже сам перечитает и посмотрит другими глазами, ведь останется же хоть что-то "записано на подкорку" rolleyes.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Girl-x

В случае с вами идея насильственного проникновения культуры (о как загнула wink.gif ) оправдана. Это ваш папа подсунул вам диски, а мама - книжки. Ваши родители, которых вы любили и уважали.

А если в семье кроме "Фабрики" ничего не слушают и считают классику ерундой, то от разового похода на концерт ничего не изменится. Вы же тоже не с первого раза, наверное, Битлов полюбили?

Да и окружение у вас было соответствующее.

А вот пресловутые "7 романов" и прочие составляющие классического "интеллигентного воспитания", согласна, надо просто заставить прочитать-послушать (хотя бы по диагонали), чтоб хотя бы иметь представление. А потом, с возрастом, ребенок уже сам перечитает и посмотрит другими глазами, ведь останется же хоть что-то "записано на подкорку"

Вам привили в семье, в первую очередь, навык думать.

А ребенок, у которого родители кроме "Желтой газеты" ничего не читают, и сам читать не приучится. И Чехов ему скучным покажется - там же сенсации/криминала/порнухи нет. Там думать надо, осмысливать.

Есть у меня знакомые, которые искренне удивляются, что я не только классическую литературу читаю, но и перечитываю. Потому что для них, в школе "прошедших" Толстого и Достоевского это была каторга.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Культуру нельзя впихивать "в нагрузку" - это всем понятно. ЕЕ нужно уметь прививать, это тоже своего рода искусство. Традиции воспитания детей, передача им культурных ценностей должны передаваться в семье "по наследству". Раньше быть культурным человеком было как то модно, что ли, все стремились больше читать, ходить в театры и т.д., такая тяга была у людей к прекрасному! А сейчас в обществе, где царит культ золотого тельца, не модно быть культурным человеком, хоть все и пытаются пыжиться, изображая КУЛЬТУРУ. А она начинается с малого.....

Мой ребенок приучен, что бросать бумажки на улице нельзя, съел конфету - фантик положи в карман или портфель - дома выбросишь в мусорное ведро. Но когда он видит, что вокруг него все от мала до велика бросают на улице не только бумажки, но и бутылки и т.д., т.е. нет ОБЩЕЙ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ культуры, то становится сложно объяснить: почему они могут так делать, а он нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Галчонка

Потому что для них, в школе "прошедших" Толстого и Достоевского это была каторга.

Это еще и потому что преподавали классическую литературу "для глалочки". Столько-то нужно прочитать, и так вот нужно по этому поводу думать.

А у нас в школе (хочу похвастаться) на литературе читали Солженицына, Булгакова, Высоцкого. 82 год был. Вот такая была учительница литературы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ухти--Тухти

Нам тоже с литераторшей повезло, тем не менне, был процент, которому все равно было неинтересно. Без разницы - Чернышевский (его я тоже не люблю страшно) или Булгаков. Просто, когда читать не привык, то и воспринимать написанное не получается. А уж думать над тем, что прочитал - вообще караул! tongue.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

А что плохого в том, чтобы слушать не классическую музыку, а современную? мне вот, например, совершенно не нравится классическая музыка - засыпаю я под нее! и родители мне ее с детства включали, и в школе, и в институте..

а если уже заставлять детей просвящаться, то никак не во вне учебное время.

и если книжка неинтересная - по барабану мне, классика это или нет. не буду я ее читать, и никто не заставит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, конечно, культуру надо прививать. Но кто это делать должен? Прежде всего, я думаю, родители. Но, судя по реакции родителей на собрании, на это рассчитывать не приходится. Пытается это сделать колледж, плохо ли, хорошо ли, но пытается. Так идет противодействие тех же родителей! Как ребенок может хорошо отнестись к такому мероприятию, если мама говорит ребенку: "Не ходи, дитятко, ни к чему это тебе. Совсем детей ерундой всякой замучили!" И дитё, не зная толком, о чем речь, уверенно заявляет, что ему это не нужно и неинтересно. Ему же мама так сказала! Ну а родителей уже не перевоспитать.

Замкнутый круг какой-то получается. Не интересно, потому что не знают. Не знают, потому что интереса нет. Увы.

Эти концерты в колледже у нас бесплатные, раз в месяц. Не так уж обременительно, даже во внеучебное время.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Di-anka

Дочери нравится, говорит, очень интересно, ни одного концерта не пропустила

Возможно именно, потому Вы так и рассуждаете! А если бы вашей дочери было бы не интересно, то вряд ли Вы бы стали настаивать.

Согласна с тем, что ребенку нужно показать и дать послушать всё, но выбор пусть делает сам. Ну уж хотя бы музыку какую слушать, пусть выбирают дети сами. Ну что такого страшного, что один ребенок слушает попсу, другой - рок, а третий - классику?!

Между прочим, с возрастом вкусы все равно будут меняться. Зачем навячзывать что-то? Это же не жизненно необходимо.

И совсем не обязательно ребенок слушает музыку, которая нравится его родителям. Мои родичи слушали Антонова, Толкунову, Самоцветы и еще что-то, но мне та музыка не нравилась никогда. Другие родственики слушали классику.

Ну и что?! Кто от этого ущербнее стал? Тетка моя и мама обе в музыкальную школу ходили, но без удовольствия. А все потому что мамы их считали, что нужно прививать хороший вкус. Итог у обеих отвращение к фортепиано и любой классической музыке.

Не зря же говорят, что на вкус и цвет - товарищей нет!

Они не подозревают, что другая музыка существует!

Поверьте мне - подозревают! Они все через школу прошли, наверняка, был такой предмет как "Музыка". Вот там и познакомили детей с классической музыкой.

Вот шла я домой и думала, а можно ли любовь к искусству привить силой?

Любовь ни к чему нельзя силой привлечь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поверьте мне - подозревают! Они все через школу прошли, наверняка, был такой предмет как "Музыка". Вот там и познакомили детей с классической музыкой.

Нас в школе на уроке музыки с классикой не знакомили. Мы пели Советские песни времен революции laugh.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Aliska

Мы пели Советские песни времен революции 

И мы пели laugh.gif , только в промежутках между революционными песнями учительница все равно знакомила нас с классикой! harhar.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

только в промежутках между революционными песнями учительница все равно знакомила нас с классикой!

Вам повезло!!! biggrin.gif От учителя тоже многое зависит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если бы насильно можно было привить культурные навыки, то уверяю вас не было бы ни наркоманов, ни алкоголиков, даже хамов бы не было. Все насильно бы были привиты и все стали бы хорошими людьми. Но каждый человек ищет то что созвучно его душе, его лично, а не родительской, Да хотелось бы чтобы у ребёнка были те же вкусы и пристрастия, но это лепка под себя, по своему образу и подобию.

А я например никогда не осуждаю то что слушают другие люди, ну если это состояние души, то пожалуста. Ведь не зря говорят на вкус и цвет товарищей нет. И нельзя составить мнение о культуре и развитие человек по его музыкальным и литературным пристрастиям. Ведь всякие маньяки они ведь тоже прекрасное любят, причем искренне, а потом такое вытворяют..

Каждый человек если развивается, то проходит разные жизненые этапы, лишнее само отпадёт. Главное чтобы все порывы шли искренне, от души, а остальное приложится.

Share this post


Link to post
Share on other sites
wink.gif Когда училась я в строительном ПТУ,к нам по просьбе директора привезли (можно сказать)артистов.Я прекрасно их понимаю-натуральная лимита и дикари с ненормативной лексикой.Ну прослушали классическую музыку,посмотрели танцы народов мира,а потом началась СКАЗКА....Вышла маленькая женщина,начала читать и зал смолк. ,,,Как побил Государь Золотую Орду под Казанью-Приказал на подворье своё приходить мастерам....Все слушали и зал молчал.В большинстве необразованные мальчишки со средней полосы и различных деревень России.Ведь сумела взять за душу та хрупкая женщина.Не ко всем в душу может упасть росток,а самое главное прорасти.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заставить любить что-либо невозможно, тем более из-под палки. В крайнем случае можно заставить демонстрировать любовь и скрывать своё истинное отношение к предмету из страха быть наказанным в той или иной форме. А такая политика уводит это истинное отношение от нейтрального "не люблю", то есть отсутствия особой привязанности, к активному неприятию: "Терпеть не могу эту гадость!" Вот он, эффект добровольно-приказного порядка. Диаметрально противоположный ожидаемому.

Вышесказанное могу подтвердить личным примером, хоть использование его в качестве аргумента в дискуссии и считается не совсем этичным. Меня в детстве активно приобщали к классике: Моцарт, Бетховен, Чайковский. И по музеям-театрам водили, и на лекции по мировой культуре. Моё восприятие всего этого, в отличие от маминого, сводилось тогда и сводится сейчас к идиоме "тоска зелёная". В детстве перекормили, а результат - вот: puke2.gif Появилось отвращение к классической музыке и вообще к изящным искусствам. Только ожидаемой пользы даже ценой этого puke2.gif всё равно нет: если при мне поставят известное произведение, то вероятность 99%, что я его не узнаю и даже композитора не вспомню - и опозорюсь blush.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×