Jump to content
Откровения. Форум "Моей Семьи"
Магдала

Софья Могилевская, "Крепостные королевны"

Recommended Posts

Эта книга 1966 года известной в своё время детской писательницы тоже по большому счёту написана для детей.

Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружён умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!

А. С. Грибоедов

Грустная история очень одарённой от природы крепостной девочки Дуни, жившей в последней четверти XVIII века. Волею судеб она попала в актрисы крепостного театра и волею судеб же через год перестала ею быть.

Цитата

И тут увидела перед собой Дуня еще одну дверь. Эта дверь была тоже слегка приоткрыта. И за этой второй дверью были люди. Они говорили. Слышались их негромкие голоса.

«Вот хорошо-то, — подумала Дуня. — Авось не заругают, коли спрошу у них, куда мне податься?..»

Она сделала несколько шагов ко второй, полуоткрытой двери и застыла в изумлении. В той комнате, ярко освещенная многими свечами, перед большим, во всю стену зеркалом, откинувшись на спинку кресла, сидела Параша Жемчугова. Да. Она. Королева Голкондская.

Была она все в том же пышном наряде, как и на сцене. Только без пурпурной мантии. Скинутая с плеч, тяжелая парчовая мантия лежала на полу возле ее ног. И корона тоже была брошена на стол, стоявший рядом. А сама она, королева Голкондская, — только нет, теперь это была уже не та гордая королева, которая недавно с царственным величием повелевала своими подданными.

Худенькая и бледная, Параша сидела и плакала. Слезы бежали по ее щекам, скатываясь на атлас, парчу и золотые кружева королевского наряда. Плечи вздрагивали, а дорогие кольца на пальцах холодно и нестерпимо сияли…

Она говорила. Сперва понятными Дуне русскими словами:

— Не могу я больше… Не могу так жить… — и, оборотив лицо к кому-то, стоявшему сбоку, продолжала уже на другом языке. На французском, что ли? А в голосе и словах все та же горестная тоска.

Тот, к кому были обращены ее слова, пока еще не видный Дуне, отвечал тоже по-французски. Хотя говорил он громко и повелительно, но и в его голосе Дуня уловила горечь и тоску.

В испуге Дуня попятилась назад и чуть не вскрикнула. Вдруг в зеркале, в том, перед которым сидела Параша, она увидела скрытую от нее часть комнаты и человека, с которым разговаривала Параша.

Человек этот стоял опершись рукой о спинку кресла. Дуня сразу узнала его. Дважды она видела его. Один раз тогда, в карете. И еще раз, когда он приезжал на представление «Дианино древо». У них в театре сидел он рядом с барином Федором Федоровичем в первом ряду, на почетном месте. Был улыбчив, кивал головой, то и дело подносил к глазам стеклышки на длинной золотой ручке. А сейчас? Неужто прогневала его бедная Параша? Не угодила ему? Почему у него такое раздраженное, суровое лицо?

А она-то, она почему так горюет? Почему так плачет? Она? Параша? Стало быть, нелегка ее жизнь…

Дуня и сама готова была зареветь. Уж очень жалела она несчастную подневольную королеву с ее большим человеческим горем…

Вдруг Дуня увидела в зеркале лицо и глаза человека, который находился возле Параши. И на зеркальной поверхности встретились их взгляды: ее, Дунин, испуганный и робкий, и глаза Шереметева, полные тяжелой барской надменности и недовольства.

— Кто там? — резко спросил он и сделал шаг к двери, за которой стояла Дуня.

Отпрянув назад, не помня себя от страха, Дуня ринулась вон из комнаты. И бегом, бегом, бегом в темноту коридора…

Она не знала, куда бежит — вперед ли, назад? Только бы подальше от этих глаз, и чтобы не видеть их никогда, и чтобы не слышать этого голоса…

Книга небольшая, читается очень легко. Думаю, обсуждение можно начать в понедельник, 11 ноября.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вообще, при прочтении меня посетила мысль: что в 7 лет у Дуни ума не было – барышню дурой назвала, что в 14 не появилось.

Цитата

Полная самого искреннего доброжелательства, Дуня поспешила к клавесину. Ласково сказала:

— Ай, барышня… Тут надобно не фа, а ми. А тут вовсе соль бемоль! Соль бемоль, барышня. Да вы меня пустите, я покажу… А то ведь фальшь выходит.

И, деликатно отстранив от клавиатуры руки барышни, Дуня одним пальцем проиграла мелодию, которая той не давалась. Потом, весело поглядев на барышню, еще и голосом повторила эти несколько нот.

Сперва барышня Дунечка словно бы онемела от изумления. Но изумление у нее сменилось возмущением и гневом: да что ж это такое? Какая-то девка в лаптях ворвалась без спроса, отпихнула ее от клавесина и вздумала учить?

Что касается крепостничества... Вспоминается мне фильм "Графиня Шереметева". Очень хорошо там Ростоцкий передал самую суть. Незлой сам по себе барин с полным ощущением своего права говорит такому же человеку, как сам: "Одно шитьё на этом платье стоит дороже, чем тебя можно продать".

Edited by Магдала
  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 11.12.2023 в 08:52, Магдала сказал:

Очень хорошо там Ростоцкий передал самую суть. Незлой сам по себе барин с полным ощущением своего права говорит такому же человеку, как сам: "Одно шитьё на этом платье стоит дороже, чем тебя можно продать".

Это точно. Только ещё бы кто объяснил незлому барину, что он это такому же человеку говорит, как и он сам. Все эти "бояре да дворяне" даже и подумать не могли, что им ровня низшие сословия, а про крепостных и речи нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Пикстар сказал:

Все эти "бояре да дворяне" даже и подумать не могли, что им ровня низшие сословия, а про крепостных и речи нет.

Даже если крепостной оказывался обладателем огромного таланта, признанного самим царём/царицей, и волей барина получал образование и воспитание, это не делало его ни свободным, ни даже более уважаемым и защищённым. Разве только поднимало цену при продаже.

Некрасов про это хорошее стихотворение написал – "В дороге" называется.

Edited by Магдала
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне интересно, какова судьба Дуни после исчезновения. Хотя, конечно, очень уж она неумна наивна и бойка, чтобы поверить в хороший исход. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×