Перейти к контенту
Откровения. Форум "Моей Семьи"

Свеча

Наши люди
  • Число публикаций

    759
  • Регистрация

  • Последнее посещение

Репутация

26 Продвинутый

О Свеча

  • Звание
    Родственник

Контакты

  • Сайт
    http://

Информация

  • Имя
    Свеча
  • Пол
    не определился
  • Где живёт
    Россия

Недавние посетители профиля

1 517 просмотров профиля
  1. Рассказы педагогов. Нам есть, что рассказать.

    Сейчас Рите почти столько же лет, сколько было и мне, когда я получила от неё злополучную записку. Или не злополучную? Ведь тот вырванный наспех тетрадный листочек заставил меня иначе посмотреть на моих учеников, на себя и даже на своих коллег. Стал одним из кирпичиков в фундаменте моего учительского опыта. Убери этот кирпичик – весь домик может если не упасть, то уж точно покоситься. Рита была очень способной ученицей: всё схватывала на лету, задачки щёлкала как орешки, часто, не дослушав вопрос, уже была готова ответить. Об её домашних проблемах я узнала много позже. Мама Риты рано вышла замуж, родила двух дочек, развелась и… В общем, женский алкоголизм – страшная штука. Внешне у Риты с сестрёнкой было всё в порядке: опрятные, ухоженные, как ученицы – прилежные. А вот что творилось у девчонок в душе – понять может только тот, кто пытался вытянуть близких из пропасти. В то время я ничего не знала об их семейной драме. У меня шёл обычный урок. Вызываю Риту к доске отвечать домашнее задание. Надеюсь услышать блестящий, как обычно, ответ. А вместо этого: «Я не учила!» Это было так неожиданно для девочки-хорошистки, а по моему предмету – круглой отличницы! Я даже опешила. Всякое бывает в нашей работе. И у детей случаются форс-мажоры. Обычно, если что-то серьёзное помешало ученикам подготовиться дома, они предупреждают меня перед уроком. А Рита, как я поняла, просто надеялась, что её не спросят. И после своего признания она ждала моей реакции. И весь класс – тоже ждал, затаив дыхание. Как так – отличница – и не учила! - Ну что ж, вынуждена тебе поставить «двойку», - говорю я Рите. – Подай, пожалуйста, дневник. Девочка, плотно сжав губы, нервно выдернула дневник из портфеля и положила мне на стол. Записываю туда замечание и ставлю проклятый «неуд». А в журнал – карандашом. Я же верю, что Рита исправит. Мой учительский стол находится на высокой кафедре, детям не видно, что я пишу. Но все понимают трагичность ситуации. Да-да. В школьном возрасте плохая отметка, особенно для старательных учеников – действительно, трагедия. И сама я тоже расстроилась. Детки, если бы вы знали, сколько радости приносите своими выученными уроками не только родителям, но и нам, учителям! И как мы печалимся от вашей нерадивости, если она имеет место быть! Урок тот продолжался своим чередом. Домашнее задание ответил другой ученик. Я рассказала новую тему, показала парочку опытов. Рита всё время сидела, потупив глаза и ничегошеньки не записывая, как было бы нужно. А в самом конце урока, буквально перед звонком, она что-то размашисто написала в своей тетрадке, с треском вырвала листок с записью, подошла к моему столу и, пунцовая как рак, положила передо мной свою записку. В три строчки, на весь лист, крупными печатными буквами там было написано: Я ТЕБЯ НЕНАВИЖУ! Ребята в классе понимали, что происходит что-то, из ряда вон выходящее – «двойка» у хорошей ученицы, её ходьба по классу во время занятия, записка на стол учителю. И ждали какой-то развязки сего действа. Но я спокойно закончила урок, задала домашнее задание, а записку убрала в ящик своего стола. Ни жестом, ни интонацией я не показала, что внутри меня бушует буря эмоций. Я не пыталась оправдать Ритин поступок. Я попробовала её понять. Ей было очень обидно получить плохую отметку. Кто знает, что помешало Рите выучить урок – ведь в домашних неурядицах признаться постороннему человеку, даже если он учитель, не каждый сможет. Девочка не стала скандалить, огрызаться, закатывать истерику, как это иногда, увы, случается. Она выплеснула свою обиду в слова, из которых, думается, ей сложнее всего было написать не «ненавижу», а «ТЕБЯ». Это ведь надо было переступить через воспитанность, уважение к старшему, почтительное отношение к учителю. Наверное, Ритой двигало отчаяние и собственное понимание справедливости. Позже, узнав о ситуации в Ритиной семье, я подумала: может быть, нетрезвая мама (а то и с компанией) не дала девочке выучить домашнее задание. Честно рассказать причину этого перед уроками Рита не смогла, а врать она не умела. Но как бы то ни было, школьные денёчки текли ручейком. На уроках я вела себя, как и прежде, и с Ритой в том числе. Она по-прежнему отлично отвечала у доски, справлялась с самыми заковыристыми задачками, но нет-нет, в её взгляде прочитывалась настороженность. Я думаю, что она не забывала о своей записке. И я помнила. И иногда, в ущерб своему личному времени, оставляла после уроков таких же «карандашных» «двоечников» - чтоб уж хоть при мне выучили. После школы оставаться – для детей радости мало (а для учителей – тем более!), поэтому уж совсем «нулевых» ответов почти не было. Когда Рита училась в 11-м классе, я организовала для будущих выпускников экскурсионную тематическую поездку. Оплата была небольшой – только за проезд на электричке, но Рита отказалась ехать. Одна из двух классов. Я поняла, что у девочки просто нет средств на дорогу – к тому времени мне уже было известно, что в семье туго с деньгами из-за маминого пристрастия к алкоголю. Заплатить за неё моя отличница не позволила бы – она была очень гордой. И тогда я придумала, что сделать. По сути – совершила должностное преступление. Ну, или проступок. Я знала, что Рита хорошо шьёт – а что ей оставалось, если хотелось красиво одеваться, а на обновки денег не было. И я попросила Риту ушить мне юбку. За плату. Мне было страшно обидеть девочку этим предложением, тем, что вдруг она подумает, что я из жалости даю ей заработать. Я сказала, что я резко похудела, а из-за работы у меня совсем нет времени поехать в ателье – и это было чистой правдой. Так какая разница, кто и где сделает мне две строчки на машинке? Я просто умоляла Риту сделать мне такое одолжение, выручить – ушить мою юбку. И только если по расценкам ателье – ведь любой труд должен быть достойно оплачен. Себя я успокаивала тем, что даю заработать девочке не азартной игрой, как в «Уроках французского». Хотя учительница из рассказа Распутина мне глубоко симпатична. Юбка ушита, поездка состоялась, радости и впечатлений у всех – через край. И я была счастлива, что никто из детей не остался за бортом. А через пару месяцев после той поездки для выпускников прозвенел Последний звонок. Красивый праздник надежды, с капельками дождя и грустинок. После торжественной церемонии мальчики и девочки, как-то внезапно повзрослевшие, обходят учительские кабинеты и просят преподавателей на своих ленточках выпускников написать им напутственные слова. На память. И Рита тоже пришла ко мне за пожеланиями удачи и широкой светлой дороги. Расписавшись, на ленточке, я вынула из ящика стола ту самую записку четырёхлетней давности. Улыбнулась. И сказала, что я сама не смогла её выбросить. Но она мне всегда напоминала, что к ученикам надо относиться очень бережно. Рита, как мне кажется, даже ждала этого. С огромным облегчением она скомкала свою давнюю бумажную обиду, выбросила листок в урну, обернулась и тоже улыбнулась мне в ответ. Остальное было понятно и без слов. Спустя несколько лет я рассказала о случае с запиской двум своим коллегам. Классная руководительница Риты посетовала, почему я сразу не сообщила ей об этом вопиющем случае. «А зачем? - спрашиваю. – Раздувать скандал не было смысла, Рита понимала, что делает. И поступила в соответствии со своими представлениями о справедливости и честности. Да и инцидент этот был только наш, местного значения. Незачем было привлекать к нему излишнее внимание. Сами разобрались» А вторая коллега, проработавшая в школе три десятка лет, переспросила: «Что, так и написала – «ненавижу тебя»? И ты б ей в ответ написала: «И я тебя тоже!» Я поразилась такой реакции. У меня ведь не было никаких отрицательных ответных чувств – лишь острая жалость к девочке, которая не смогла справиться со своими эмоциями. Разве за это можно ненавидеть? Ведь мы, учителя, в школе совсем для другого – помогать и показывать правильную дорогу. Даже тому, кому на секунду почудится, что нас ненавидит. Все совпадения с именами прошу считать случайностью. Ни одной ученицы с настоящим именем Рита у меня не было. А всё остальное - чистая правда многолетней давности
  2. Совпадения, случайности, закономерности

    Классным руководителем моему сыну в его школьные годы досталась собственная мама. Но это я говорю лишь к тому, что его класс был полноправным хозяином в моём и уже своём кабинете – дети, как и полагается, дежурили и «генералили», следили за порядком в классе, украшали его по собственному усмотрению. Принесли из дома электрический самовар – для чаепитий и праздников. Установили магнитофон и колонки. На последней парте развернули настольный хоккей – чтоб размяться на переменах. Да и просто поиграть порой хочется, даже если ты почти дяденька под два метра ростом. Бывало, и после уроков домой не торопились - устраивали матчи. У каждого ученика в классе есть так называемое посадочное место. И мои чадушки, подстёгиваемые собственническими инстинктами, мелом подписали снизу свои табуретки. Их в кабинете много. Но детям было приятно ощущение персонального, личного имущества в общем помещении. Когда школьники дежурили, перевёрнутые вверх дном табуреты на партах улыбались мне любовно выведенными на обратной стороне сидений надписями «Руся», «Макс», «Даша». И даже когда ребята выпускниками выпорхнули из школы, у меня не поднималась рука стереть родные имена. Однажды нам решили поменять мебель. Вместо табуреток, служивших верой и правдой десятки (!) лет, привезли новые стулья. Они были молоды и красивы, их стройные металлические ножки в сравнении с прежним инвентарём были как изящные ноги газели против слоновьих тумб. И деревянные табуретки выставили к школьному сараю, чтобы в дальнейшем их утилизировать. Мне было очень жалко расставаться с ними, и я испросила разрешения у завхоза забрать одну домой. На память. Эта старая школьная мебель и меня помнила ученицей. Разрешение получено, спасённая табуретка дома. Теперь она будет жить в прихожей – и сумки можно поставить, и присесть, обуваясь. И даже встать на неё можно при надобности - выдержит. Добротная и надёжная мебель делалась в СССР. Как-то раз, наводя порядок в коридоре, я перевернула табурет и обомлела от надписи мелом.. «Элвис», - прочитала я. А это – школьное прозвище моего сына, полученное им из-за внешней схожести с Элвисом Пресли, увлечения рок-н-роллом и игрой на гитаре. Первая попавшаяся под руку табуретка из числа выброшенных на свалку оказалась школьной «собственностью» моего родного сына! Вот такое совпадение
  3. Имена, уменьшительно-ласкательные формы и производные от имен

    Когда я родилась, папа служил срочную за тысячу километров от своей беременной жены, а по совместительству - моей мамы. У них заранее было оговорено, что дочку назовут Натальей. Ну, и назвали. Почти месяц я жила Наташей и в ус себе не дула. Мне завели медицинскую карточку на это имя - первый мой серьёзный документ. Это сейчас есть мобильные телефоны, Интернет, Скайп, всякие вайберы и ватсаппы... А почти полвека назад из всех видов связи - только междугородные переговоры, телеграммы и письма, которые, как в песне - "лично на почту ношу". Мама, старательно обрисовав контур моей младенческой ладошки, написала папе в письме, что родилась у них девочка, щекастая, горластая и как одуванчик, беленькая. А папа в ответ: Ну, раз беленькая, то давай назовём Светланой - мол, светленькая же. И пошла моя мама в ЗАГС, и зарегистрировала меня моим нынешним именем - ну а как же, светленькая - значит, Светлана. Кто бы спорил - очень логично. И имя красивое. Я им очень довольна. Вот только одного не могу понять: как мои родители - чёрный как смоль папа и яркая шатенка мама объяснили бы сами себе - в кого у них уродилась блондинка-дочка? В итоге я, подтверждая законы Менделя, к школе стала жгучей брюнеткой. А имя так и осталось - оттенка блонд
  4. Дурдом на работе-2

    Дело давнее, но удивление и даже омерзение и шок у меня от того случая до сих пор не выветрились из памяти. Человек, который вызвал эти чувства, давно уже живёт в другом городе, да и я сменила место работы, посему считаю себя вправе поделиться этим случаем. Назову бывшего коллегу Василием Петровичем – если честно, я его настоящего имени-отчества уже и не помню. В моём служебном расписании есть небольшие перерывы, и я в это время заполняю бесконечные бумаги – что поделать, специфика такая. Не брать же бумажную работу на дом. Хотя это тоже нередко случается. И вот в один из моих свободных часов в кабинет ко мне зашёл новый сотрудник – Василий Петрович. Он работал у нас меньше месяца, и всё наше общение сводилось к вежливо-нейтральному «Здрасьте - до свидания». Василий Петрович деловито расположился за столом напротив меня, раскрыл тонкую ученическую тетрадку, снял колпачок с шариковой ручки и, готовясь писать, поднял на меня глаза: - Ну, рассказывайте. Я удивилась несказанно и, конечно, поинтересовалась, о чём меня просят поведать. В ответ услышала – обо всём, что знаю. Живу я на свете долго, про такую структуру, которую в народе называют «молчи-молчи», наслышана со студенчества – по непроверенным слухам, некоторые мои сокурсники были завсегдатаями в Большом доме в Питере. Вот и подумала – доигралась, где-то «накосячила», и меня пришли вербовать. Ну, и включила «дурочку»: - О чём же рассказать Вам, Василий Петрович – о теории социальной стратификации или о неевклидовой геометрии? Мой визави даже бровью не повёл: - Да нет, расскажите, что Вам известно о сотрудниках. Вы же здесь давно работаете, всех коллег знаете хорошо. - А что конкретно Вас интересует? – опять удивляюсь я. - Например, N.N. Это правда, что у неё близкие отношения с M.M.? – и жаждущий сплетен мужчина заносит ручку над девственно чистым тетрадным листом. - Так Вы у неё и спросите, если Вас так волнует, с кем у неё какие отношения, - отвечаю, а внутри начинаю закипать от негодования. Мало того, что этот фрукт пришёл собирать сплетни и слухи, так ещё не стесняется показать, что намерен их записывать! Под диктовку, не иначе. - Она мне не скажет, а вы, говорят, близкие подруги – значит, всё друг про друга знаете, – резонно замечает любитель «жареного». - А с чего Вы взяли, что я расскажу? К счастью, с Вами мы – не близкие подруги, - парирую. Василий Петрович сделал ещё несколько попыток расспросить про наших работников – кто с кем, простите, спит, кто подвержен влиянию Бахуса, кто регулярно опаздывает на службу, какой пост занимают чьи-то родители. В общем, я отсылала за сведениями к их обладателям, а самой очень хотелось послать собеседника по широко известному адресу. Несолоно хлебавши, коллега с досадой захлопнул тетрадку и вышел из моего кабинета со словами: «Напрасно Вы мне не хотите помогать». А я осталась с чувством, будто на меня вылили ушат помоев. Долго размышляла, стоит ли предупреждать сотрудников о не в меру любопытном новичке. Но потом рассудила: кто захочет посплетничать, сделает это и без досужих расспросов. Собиратель чужих досье продержался у нас меньше года. А недавно я случайно узнала, что и на прежнем месте своей работы он вёл такую же тетрадку. Туда записывал всякий компромат на коллег. Не знаю, зачем. Может, для шантажа, может, для того, чтобы при удобном случае вынуть «козырную карту» раздобытых сведений – мол, вот я что о вас знаю. А может, за будущую власть так боролся – если что, ударить по возможным конкурентам их же неприглядным прошлым. И вот что мне особенно гадко: даже не это его паскудное увлечение рыться в чужом грязном белье. А то, что за сплетнями он явился ко мне. Ну никогда у меня не было репутации болтушки и сплетницы. Утешаюсь тем, что мой кабинет был самым первым – наверное, поэтому с меня и начал обход. ********
  5. Телефоны: сотовые и городские

    Недавно в нашей местности случился сбой в работе одного оператора мобильной связи. Долгий такой и неприятный сбой - целую неделю люди маялись. Чтобы с кем-то связаться по телефону, нужно было выезжать в другой город. Вы часто звоните родным, друзьям, знакомым, на работу? Тогда, наверное, проникнетесь, как нам было неудобно либо жить в отсутствии вестей, либо челноком мотаться в соседний город, чтобы совершить важный звонок. Неважные совершать уже не хотелось. Такое положение вещей мне надоело на второй день, пришлось купить сим-карты двух других мобильных операторов - благо, в мой телефон можно было вставить обе. И я вновь наслаждалась роскошью человеческого общения. Но недолго. Через несколько часов после активации нового номера начались звонки. "Галину Фёдоровну Энскую можно?" "Нельзя, - отвечаю. - Здесь таких нет." Бесполезно. Каждый час, причём с разных номеров (и столичных городских, и мобильных) у меня вежливо интересовались, где Галина Фёдоровна, и кем я ей прихожусь. И объясняли, что именно этот номер телефона указан у них в договоре. Ну, я дама терпеливая - работа у меня такая, с детьми иначе нельзя. Поэтому я каждый раз так же вежливо просила, чтоб неуловимую Галину Фёдоровну искали в другом месте и что этот мобильный номер у меня недавно. Выключить телефон и таким образом избавиться от назойливых абонентов не могла - работал только этот мобильный оператор, да и свой новый номер я уже сообщила родным. Но после дюжины ответов, что никакую Галину Фёдоровну я и знать не знаю, просто перестала отвечать на звонки с незнакомых городских номеров. За три дня штук 50 пропущенных вызовов. А потом приходит смс: "Ваш номер заблокирован. Фирма "Выбей из должника деньги". Фирма не так, конечно, называлась. Но - посмотрела в Интернете - серьёзное коллекторское агентство. Номер телефона действительно заблокировали. Ну и ладно, думаю. У меня ж другая сим-карта есть. Попробую звонить с неё. А наутро опять звонок от этих охотников за любителями кредитов. Тот же самый диалог. Но теперь мне вдруг поверили, что я не Галя, и даже разблокировали телефон. А я подумала: какие странные методы работы у коллекторов - сначала достать человека звонками, потом заблокировать телефонный номер, а через полсуток вдруг поверить, что я не скрывающийся заёмщик, и снять блокировку. Чудеса. А вдруг я на самом деле злостная неплательщица Галина Фёдоровна? Шутка. Но история на этом не закончилась. Вчера утром звонок. Спросонья я не рассмотрела высветившийся номер, трубку взяла. И что я слышу! Мужской голос с неровными интонациями: "Алё, Галка, это Рома Гвоздь. Ты где пропадаешь?" Сон с меня слетел, как иголки с новогодней ёлки в мае. Ну, я стопервый раз пояснила, что я не Галя. Нетрезвый с раннего утра Рома пожелал узнать, как меня зовут. А поскольку мне уже было интересно, где живёт эта чёртова Галя, то мы обменялись информацией. Оказалось, и Рома, и Галя живут на другом конце нашей области. "Я приеду в гости, Света! Жди!" - заплетающимся языком произнёс далёкий собеседник. Я в ответ смеюсь - мол, попробуйте, я живу неблизко. Вот и поговорили. Я потихоньку занялась утренними делами, неспешно пью свежесваренный кофе, читаю новости в Интернете, отвечаю на письма. И вдруг стук в дверь! Почему не звонок? И у меня набатом бьётся в голове мысль: РОМА! Неужто этот товарищ меня нашёл? Ну ладно вам, не смейтесь. Просто нервы ни к чёрту с этими бесконечными звонками. А приходили списать показания счётчика - всего-то. Пятница неспешно катилась дальше по расписанию. И тут опять звонок. На экране высветилось "Галя" Как я хохотала! Вспомнила анекдот, когда на незнакомый номер раз сто звонили и спрашивали Васю, доводя до белого каления. А на сто первый: "Алло, это Вася. Мне никто не звонил?" Я посмеялась совпадению имён - Галя -это наш завхоз, а вовсе не подружка моего нового телефонного знакомца Ромы. Беру трубку, а оттуда МУЖСКОЙ голос: "Света, привет!" Если честно, я онемела и на мгновение подумала, что сошла с ума. Все Гали и Ромы смешались в моей голове. У меня возникло страшное предположение, что Рома выполнил своё обещание нагрянуть в гости. Завхоз Галя находится на работе, значит, пьяненький Рома приехал туда, как-то вычислив место моей службы. И бедная Галя не знает, что с ним делать. Ну было у меня, было - на работу приезжали знакомые, чтоб увидеться. Трезвые, правда. Оказалось, с Галиного телефона звонил всего лишь коллега, который не знал мой номер. А ему надо было срочно у меня проконсультироваться. Уфф. Всё-таки хорошо, что всё хорошо кончается. И родной оператор связь наладил. Так что отключила я запасные сим-карты от новых приключений подальше. И да, Галина Фёдоровна, знайте, что вас с собаками разыскивают кредиторы, коллекторы и пьяный Рома. Хотя, наверное, вы это и без меня знаете. Иначе не избавились бы от телефонного номера, который, по несчастью, стал моим.
  6. Качество продуктов: внешний вид и вкус

    Janochka Всё ж напишу здесь своё мнение. А то вдруг найдутся люди, последующие совету из блога. Я вчера там тоже оставила свой комментарий, но автор его не пропустила - наверное, как выбивающийся из ряда восторженных отзывов. Пишу, чтоб предупредить о возможных последствиях - ведь форум читают многие люди. Способ вымачивания пищевых продуктов в растворе гипохлорита я считаю вредным и даже опасным. Хозяин-барин, конечно. Но многие знания - не всегда многие печали. "Хлорокс", "Белизна", вообще гипохлорит, о котором идёт речь в статье - суть технические средства для дезинфекции. Микробы и бактерии подохнут однозначно. Да, кислород будет выделяться. Но. Будет выделяться и свободный хлор. А этот товарищ активно окисляет всё, до чего дотянется. При температуре выше 30-35 градусов раствор гипохлорита железно выделяет хлор и кислород (а автор советует погружать продукты именно в тепловатую воду). Гипохлорит разлагается даже при освещении, стоянии на открытом воздухе, при наличии инородных частиц. При определённой кислотности среды тоже будет выделяться хлор. Он будет окислять органику (то есть ваши фрукты-овощи-зелень) с образованием различных токсинов, мутагенов, канцерогенов, свободных радикалов. К сожалению, многие соединения хлора (особенно органические) вот такие вот паразиты. То есть, за те 5-30 минут вымачивания по совету автора вы кроме "свежего запаха" получите нехилый набор всякой гадости. Которую уже фиг вымоешь обычной водичкой. Вы не знаете, когда адская жидкость неизвестной степени очистки, за которую ратует автор блога, была разлита-расфасована на производстве (замечу, не в пищевые ёмкости). Сколько времени она стояла в магазине и при каких условиях. (Гипохлорит порошком даже при простом хранении тихонечко так выделяет себе хлор. А это сильный яд) Вы не сможете обеспечить нужную кислотность среды для вымачивания так, чтобы именно при такой выделялся только кислород. Да и нужную концентрацию соблюсти довольно сложно (столовую ложку на ведро воды - ложки же тоже разные. А вдруг на 2 капли больше, чем положено? ). На самом деле нисколько не улыбательно, конечно. Со своим здоровьем можно экспериментировать сколько хочешь. Но раздавать советы другим, не изучив вопрос и не зная последствий - на мой взгляд, преступно. Ведь речь идёт не о том, как убить холерную палочку, а лишь как вымыть плоды и зелень. Ещё б ацетоном, бензолом и уайт-спиритом промыть их посоветовала А то нам мало "химии" в пищевых продуктах! Скрытый текст Образование университетское, химическое, если что.
  7. О каких известных людях вы хотели бы прочитать?

    Луноликая Об Эвелине Хромченко (не интервью, правда) было полгода назад. Можно почитать на сайте газеты. Здесь. Бамбошка Наташа, 4 года назад интервью с Ириной Муромцевой печаталось. Оно тоже есть на сайте. Ссылка. Ирина до канала "Россия 1" и на НТВ работала. На Первый ушла именно из-за проекта "Парк". А мне после "Современника" очень хочется почитать интервью с Мариной Неёловой. И ещё помечтаю о статье об обожаемой Алисе Бруновне Фрейндлих.
  8. В магазине, аптеке, на рынке...- 2

    Полдня сегодня под впечатлением... Утром забежала в магазин. Люблю раннее время - народу не очень много. Набрала в корзину всё нужное, встала в очередь к кассе. Эту бабушку я заметила сразу. Маленькая, в длинной цветастой юбке, в вязаной коричневой кофте и в сером "газовом" платочке - из старых запасов, наверное. Бабуля стояла у ближнего стеллажа и как будто кого-то поджидала. В одной руке у неё была буханка чёрного хлеба, а в другой зажата пятидесятирублёвая купюра. Очередь тем временем накапливалась. За мной выстроилось человек 5, и вот уже мне пора выкладывать продукты на ленту транспортёра. И тут вдруг бабушка с буханкой подходит к кассе и со смущённой улыбкой обращается к очереди и ко мне: "Пропу̀стите?"- и показывает свою единственную покупку - хлеб. Кассир, моя знакомая, знает, что я спешу на работу. И высказывает бабуле: "Ну Вам-то куда утром торопиться?" "Конечно, проходите", - говорю и пропускаю старушку вперёд себя. - "Тут же только хлеб". Люди в очереди согласно закивали. А бабушка со своим "Спасибо!" так лучезарно улыбнулась, из её глаз брызнул такой свет, что все вокруг тоже разулыбались, даже серьёзная кассирша. Вы видели самую улыбчивую бурановскую бабушку Наталью Пугачёву? Вот и эта бабуля так же лучилась добротой и радостью. Пара секунд - и она вышла из магазина. Я, укладывая на столике свои покупки, оставила наверху связку бананов - хотела бабулю догнать и угостить ими. Но её и след простыл. А я задумалась и всё размышляю вот над чем. Почему же бабушка ждала, пока накопится очередь? Она ведь стояла рядом с кассой довольно долго, были моменты, когда у кассового прилавка вообще не было народу - подходи и пробивай свою покупку. А бабушка дожидалась именно очереди. Потом я поняла. Наверное, пожилому человеку очень хотелось внимания людей, уважения - уж если не к ней самой, то к её возрасту. И как-то грустно сразу стало и от того, что бабуля купила только хлеб (а вдруг пенсия совсем крохотная?), и от того, что в магазин она пришла не только за хлебом, а и за душевным теплом. К сожалению, или к счастью, почтение, участливость, неравнодушие в магазине не купишь... А может, она специально дожидалась людей в очереди, чтобы озарить им новый день своей кроткой и сердечной улыбкой? ********
  9. В магазине, аптеке, на рынке...- 2

    Такую реакцию на подорожавшие медикаменты я увидела впервые! Стою в очереди в аптеку, передо мной мужчина лет 60-ти. Спрашивает у провизора сердечные капли. Она называет цену: 260 рублей. Покупатель зависает на несколько секунд, переваривая новую стоимость ещё недавно копеечного препарата. Потом резко разворачивается и в сердцах бросает фармацевту: "Да лучше я коньяк куплю!" Так и ушёл без лекарства * *****
  10. А он мне нравится, нравится, нравится...

    Можно тут спеть дифирамбы ОАО "РЖД"? Я путешествую всю свою сознательную (и несознательную) жизнь. И вижу, как меняются сервис и условия - к лучшему. Очень радуют меня "Российские Железные Дороги". Это и возможность приобрести электронный билет на поезд, не выходя из дома, и надраенные до блеска вагоны, уютные купе, бельё в индивидуальных пакетах - белое, чистое, сухое (!!! кто ездил раньше, поймёт!), улыбчивые и отзывчивые проводники, горячий чай в любое время и качественные обеды. И новые ручки-ограничители на верхних полках, чтобы человек во сне невзначай не упал, и мягкие подголовья на стенах, кондиционеры в купе и душ в местах общего пользования. В общем, всё сделано для нашего комфорта. Езжу и радуюсь, как в детстве. Тогда не замечала неудобств, а сейчас приятно удивляет забота. Спасибо РЖД от благодарных пассажиров!
  11. Рассказы педагогов. Нам есть, что рассказать.

    Заболела коллега, поэтому мне пришлось "подхватить" её пятиклашек в качестве классного руководителя. На носу торжественные мероприятия ко Дню Великой Победы. Готовимся все. Каждый ученик дома расспросил родителей, где воевали прадеды, как трудились в тылу родные. Многие принесли бесценные документы – фотографии военных лет и письма с фронта. Их, конечно, отсканировали, распечатали копии и во всю стену большого школьного коридора оформили экспозицию «Бессмертный полк», с рассказами самих школьников о героях своей семьи. Рисуем плакаты, ждём тепла, чтобы высадить каштаны на аллее Победы. Дети сами вырастили саженцы из плодов. Будущие деревца пока ещё представляют собой тонкие нежные ростки в торфяных стаканчиках для рассады. И у всех есть имена – горшочки подписаны: Вика, Максим, Тимур, Алина… У каждого школьника свой подопечный каштан. Проросли из орехов и пережили зиму все. И это здорово! Значит, расти именным каштанам на аллее памяти! Надо подготовить выступление класса на фестивале. Хочется выглядеть достойно. Но я почти не знаю детей, только недавно познакомились. Учитель музыки сказала, что солистов среди них нет, но хором поют хорошо. Думала я, думала, какую песню предложить ребятам. И решила, что уместнее всего будет звучать марш «Бессмертный полк» на музыку М.Дунаевского. Тем более, песня эта недавняя, а всё новое особенно интересно. Распечатала слова для каждого, скачала «минусовку», назначила детям репетицию на классном часе. Но от некоторых услышала: «А можно я петь не буду?», «А я не хочу выступать». Расстроилась – не то слово. Сказала детям, что вот так, песней, мы можем показать, что помним великий подвиг нашего народа. И память эта общая, поэтому и песня наша будет тоже общая. Но Санька с Игорем всё равно сбежали. А с остальными мы разучили слова, несколько раз спели. И, конечно же, я рассказала ребятам об этой гражданской инициативе, об акции «Бессмертный полк». Время неумолимо, годы идут, и всё меньше остаётся ветеранов и свидетелей тех страшных лет. А ведь в каждой семье есть свои Герои. Это дедушки, бабушки – те, кто победили фашизм в Великой Отечественной войне. Кто-то погиб на фронте, кто-то пропал без вести. Кого-то угнали в концлагерь, а кто-то с триумфом въехал в Берлин на танке. Одни в тылу точили снаряды у станка, другие работали в госпитале. У нас военный госпиталь располагался в роще, прямо за школой. Весь народ, от мала до велика, плечом к плечу ковал общую Победу. И теперь кого-то уже нет в живых, а тем, чья жизнь опалена войной, уже за 80, и им было бы непросто самим участвовать в марше Победы. Поэтому все, кто чтит память о Героях, записывают своих ушедших солдат в Бессмертный полк и 9 Мая с портретами родных отцов и дедов проходят общей Победной колонной. На следующий день я позвала к себе в кабинет сбежавших накануне с репетиции ребят. Сказала, что, конечно, это их личное дело – возлагать ли цветы к Вечному огню, прикрепить ли Георгиевскую ленточку как символ Победы, но сбежать с классного часа – это нарушение школьной дисциплины. Но не захотеть хотя бы самым малым – общей песней – отдать дань памяти погибшим в войне, это недостойное поведение для гражданина страны. Или вы уже не школьники и не россияне? – спросила я. И на большой перемене назначила новую репетицию. Пришли все. Очень порадовало, что многие пели, уже не заглядывая в листочки со словами. Пели слаженно, получался настоящий марш. В кабинет, где мы репетировали, заглянула библиотекарь Ольга Дмитриевна. Она принесла стихи для выступления. Димка, самый наш звонкий голосок, даже не дожидаясь распределения слов, сразу предупредил, что стихи читать не хочет. Ну, это понятно, многие стесняются выступать «сольно», привлекать к себе внимание. Другое дело – хор. С товарищами вместе не страшно. Мы решили показать Ольге Дмитриевне, как поём. Дети старались, даже сбегавшие с первой репетиции Саня с Игорьком. Услышь меня из глубины веков, Ты мой родной, мой легендарный прадед! И с высоты на мир спасённый глядя, Найди себя среди других имён. Голоса крепли, сливались воедино и звучали мощно. И тут вдруг Ольга Дмитриевна заплакала. Она вполоборота отвернулась к стене и ладонью утирала катившиеся слёзы. А песня продолжалась. Я с гордостью встаю в Бессмертный полк, Ведь память о тебе для сердца свята. И помнить подвиг каждого солдата Для правнука Победы – высший долг! Ребята как будто растерялись, увидев слёзы у взрослого человека. Но марш допели до конца. Я пела с ними, дирижируя и подсказывая слова. Ольге Дмитриевне всё очень понравилось, о чём она, конечно же, сказала ребятам. Договорились встретиться снова в пятницу, во время классного часа. Я долго думала, о чём буду говорить детям. Ведь было понятно, что «беглецы» пришли на репетицию только потому, что я, взрослый человек, учитель, «заставила». Может, и не только для них это наше будущее выступление – лишь обязаловка, чтобы не ругали. Да и поговорив с детьми, я поняла, что многие почти ничего не знают о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя пришлось испытать нашим людям. Мне очень хотелось, чтобы мои ребята выступили на фестивале не потому, что надо, а захотели бы сами вот так, песней, почтить память павших. Полночи я искала в Сети материал к классному часу. Всё не то. Какие-то видеофайлы были для совсем маленьких детей. В каких-то сухо перечислялись факты. Очень много материалов о героических победах. Были видео с очень страшными кадрами, даже взрослому было бы тяжело смотреть. Но я всё же нашла, что хотела. Кадры документальной хроники. На следующий день я спросила детей, поняли ли они, почему заплакала Ольга Дмитриевна. Оказывается – нет. И я включила фильм. Звука не было. Говорила я сама, встав в конце класса. Так я прятала теперь и свои слёзы. Фильм шёл всего 15 минут, а казалось, целую вечность. Целую вечность я рассказывала о горе и слезах нашей страны. Вот кадры боевых вылетов гитлеровских самолётов. И бомбы, одна за одной падающие на города и сёла. Разрушенные дома. Фото детей, прячущихся от снарядов. Маленький прибалтийский городок, где в первые часы войны был разбомблён детский санаторий. И с бреющих на низком полёте машин фашисты миномётной очередью стреляют по детям, убегающим в лес. Вот воронка вместо избы, а на её дне обломки кровати и плюшевый мишка. Кадры из блокадного Ленинграда, видеохроника из Освенцима, дети, похожие на высохшие мумии с выжженными на ручках номерами. Огромный ров Бабьего Яра. Люди, люди, люди в нём. А на краю рва – отнятые от матерей грудные детки. И мухи, ползающие по их голеньким телам. Я рассказывала о деревне Новинки, которая через дорогу от нашего города. В первые же дни войны все, абсолютно все мужчины Новинок отправились на фронт. И не вернулся домой ни один. Ни в один дом не пришла «похоронка» - все пропали без вести летом 1941-го после кровопролитного Смоленского сражения. До сих пор сомневаюсь, правильно ли я поступила, показав тот фильм и рассказывая о зверствах фашистов. Но я не знаю, как можно рассказать о подвиге нашей страны, не показав лицо того зверя, которого мы одолели. После фильма я встала перед такими серьёзными моими детками. У многих лица были мокрыми от слёз. - Дети, теперь вы поняли, почему плакала Ольга Дмитриевна, почему всякий раз, вспоминая войну, плачут очевидцы тех огненных дней, - говорила я. – В каждой семье живы Память и боль. И я очень горжусь вами, потому что вы чувствуете и разделяете эту боль. А значит, никогда не забудете тех, кому мы все обязаны своими жизнями. Ведь что мы можем сделать для солдата, погибшего под шквальным огнём? Для медсестры, выносившей на себе раненых с поля боя. Для матерей и жён, не дождавшихся любимых с фронта. Для тех, кто победил в той страшной войне. Мы можем сказать им «спасибо». Каждому. Потому что они живы. Они будут живы, пока мы их помним. И тут Димка, который ни в какую не хотел выступать, тихо попросил: - А вы дадите мне стихи? Я хочу рассказать. А Леночка с первой парты предложила: - Давайте споём про наш полк! И мы спели. Бессмертный полк – ты будешь жить веками! Бессмертный полк – Победы нашей пламя! Бессмертный полк – бессмертный рядом с нами! Бессмертный полк! Бессмертный полк! Второй куплет я уже не могла петь с ребятами, в горле стоял комок. Но в знак полнейшего восхищения их пением подняла вверх большой палец. Честно скажу, лучше моих детей никто не поёт. Фестиваль, на котором нам предстоит выступать, состоится в мой день рождения. И если от песни ребят у меня на глазах будут слёзы, это станет мне лучшим подарком! ******
  12. Байки из транспорта -2

    У меня в эту веточку скоро абонемент будет Прописалась тут со своими разъездами. Пришлось мне сегодня маршрутом Венички Ерофееева ехать в "место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин". В общем, везла меня, усталую, электричка "Москва-Петушки". За много лет путешествий у меня уже выработался рефлекс: под стук колёс глаза закрываются, а организм расслабленно погружается в блаженную дрёму. И никакие объявления остановок, галдящие под ухом дети, расхваливающие свой товар коробейники, жуткие аккорды бродячих музыкантов не в силах мне помешать. Полчаса сна, и дальше я буду похожа на человека. Но после сегодняшнего отдыха в электричке я была похожа на очень испуганного человека. Ну а вы бы не испугались? Тихо-мирно засыпаете, прислонившись к окошку. Так же тихо просыпаетесь, никого не трогая. А напротив - женщина средних лет дико вращает глазами! Эх, я и перетрусила! Женщина прилично одета. Даже элегантно, я б сказала. Спина прямая, лицо начальницы, которую одолевают сотрудники с просьбой повышения жалованья. Дорогая кожаная сумочка, "кольца и браслеты"... Но при всём при том она то закатывает глаза, то поворачивает глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, то с ужасающей скоростью вращает ими по часовой стрелке и против неё. Так и кажется, что её глаза сейчас выскочат из орбит и повиснут на ниточках, как у мультяшных персонажей. Сижу ни жива ни мертва, опустив взор долу, но исподтишка подглядываю. А ну вдруг эта ненормальная ещё и буйная? В электричке сиденья высокие, нас никто не видит. Нападёт на меня помешанная, я и пикнуть не успею. Бочком-бочком попыталась подвинуться к выходу. Тут глаза "Начальницы" внезапно прекратили свои адские пляски. Она очень явно смутилась, пробормотала: "Зарядку для глаз делаю", - и сама покинула наше купе. То ли застеснялась, не ожидала, что я не сплю, то ли и в самом деле выходить нужно было. А я, приехав домой, заинтересовалась этой гимнастикой для глаз. Пишут, что улучшает зрение. Надо и самой попробовать. Так что если увидите в электричке тётеньку, вращающую глазами, не пугайтесь - это я глаза тренирую. * ****
  13. Первоапрельские розыгрыши

    У нас в школе просто нескончаемая череда суровых проверок. Перед каникулами Департамент проверял учебную часть, вплоть до совпадения тем в тетрадях учеников, в журнале и в планах учителя. По урокам ходили, все учительские бумажки перетрясли. В каникулы- то же самое с внеурочкой. В первую неделю после каникул взялись проверять воспитательную работу. В общем, настроение у всех нервозное, даже обычную Юморину отменили - некогда было готовиться и проводить. Но календарь-то никто не отменил, детям 1 апреля хочется шуток и розыгрышей! Спасибо этой веточке, некоторые идеи взяла на вооружение. Распечатала дома объявлений всяких-разных, рано утром приехала в школу и понаклеила. На входной двери: "Вход в школу бесплатный. Выход - "пятёрка" в дневнике. Открытый дневник предъявлять вахтёру". Надо ли говорить, что вахтёр Нина Сергеевна очень радовалась повышению успеваемости в этот апрельский день, а учителя были довольны возросшей активностью школьников. Может, стоило оставить то объявление до конца учебного года? В специальный кармашек для изменений в расписании поместила листок, где у всех классов всеми уроками был один предмет. Мой, конечно, физика Были испугавшиеся не на шутку. А учить дома надо!))) На своём кабинете повесила предупреждение: "Внимание! Проводятся опыты! Вход в кабинет физики только в бахилах!" Некоторые дети реально бегали, спрашивали классных руководителей, где взять бахилы для физики. На двери завуча повесила треугольный знак с молнией и грозными словами "Осторожно! Высокое напряжение!" Завуч в долгу не осталась и повесила на двери учительской "Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера!" Поверх табличек на туалетах наклеила противоположные первоначальному назначению картинки и "эм" и "жо". Больше всего веселились малыши. На двери столовой вывесила меню, достойное парижского ресторанчика. Хотела алкоголь оставить, да остереглась - а вдруг и в этот день комиссия приедет. Не все же начальники с чувством юмора. В общем, "белых спин", "вызовов" к директору и реальных улыбок в тот день было много. Ещё вспомнила, как несколько лет назад 1 апреля пошутил один из моих любимых классов. На перемене я им позволила остаться в кабинете (большие уже дети были и ответственные к тому же). Прихожу на урок, чувствую тонкий цитрусовый аромат. Да нет, вру, запах апельсинов просто бил по ноздрям! А ученики мои сидят с лицами пай-мальчиков и девочек-ромашек! Только собираюсь вызывать к доске отвечать домашнее задание, открываю журнал, поднимаю взгляд на детей - а эти гаврики все как один лучезарно улыбаются, но вместо зубов я вижу оранжевые апельсиновые шкурки по форме рта! Как же я хохотала! Очень жалею, что не сфотографировала. Примерно вот так эти чудЫ выглядели: Но я нашла креативнее идею: Надо будет воплотить на следующий год!
  14. Мужская логика.(2)

    Пришлось мне недавно для работы создавать свой профессиональный сайт. И нужно было срочно разместить туда важную информацию. Поскольку я была в дороге, попросила сына разместить материал, сказав ему данные для входа на интернет-ресурс. Мальчик мой всё быстро сделал, и звонит мне: - Мам, а кто у тебя друзья из Кении? - - я в ответ даже и не нашлась, что и сказать. Выяснилось вот что. На сайте можно узнать статистику посещения. Вот мой отпрыск и поинтересовался. Аудитория просмотров и вправду необычна: Россия - 1350, США - 65 Беларусь - 3, Кения - 2, Германия - 1 Сын знает, что у меня друзья и знакомые разбросаны по всему миру. Вот и решил, что все, кто зашёл ко мне на страничку в Интернете - мои друзья и есть. Железная логика. На каком там языке в Кении разговаривают? Придётся знакомиться, чтобы статистику Гугла оправдать.
  15. Байки из транспорта -2

    Это снова я Помните анекдот, где на вокзале диспетчер объявляет: "Поезд на Воркуту отправляется с третьего путю"? При пересказе анекдота непременно зажимали нос, голос получался один в один как у вокзальных информаторов. Гнусавый диспетчер периодически называет новый путь, толпа бегает по перронам, а диктор добавляет: "Шутю". И в итоге: "Пока я тут шутю, поезд на Воркуту давно уже тю-тю". Я на днях ощутила себя пассажиркой из того анекдота. Довелось мне вечером уезжать из столицы поездом. Езжу часто, маршрут постоянный, к объявлениям по громкой связи почти не прислушиваюсь. Но услышанное недавно запомнила дословно, благо повторяли информацию беспрерывно: - Внимание! Нулевой вагон поезда № 71 "Москва-Белгород" находится между 30-м и первым вагонами. Я зависла. Мало того, что бывают нулевые вагоны, так ещё и общая нумерация довольно странная. После 30-го вагона идёт нулевой, а потом первый. А далее по порядку? Как такое может быть? Недоумевала не только я. Спешащий на свой поезд мужчина остановился рядом со мной, вслушался в голос диктора и выдал: - Ни фига себе поезд. Кольцевой, что ли? Вот и я про то же. Хорошо, мне в тот вечер не в Белгород надо было. Точно бы запуталась. * ****
×